Экономика

Сладкая доля

Уходящий год оказался достаточно сложным для кондитерской промышленности. Благодаря стараниям отечественных и западных производителей "сладкий рынок" перенасыщен продукцией, предложение превышает спрос, по разным оценкам, уже на 20-30%. Декабрь же, как месяц, предшествующий новогодним праздникам, является именно тем редким периодом, когда это соотношение почти выравнивается, и изготовители сладостей могут реализовать имеющийся потенциал. Поэтому именно в декабре нам было интересно посмотреть, как работает старейший алтайский производитель конфет - "Кондитерская фабрика", которая, на наш взгляд, в последнее время оставалась в тени конкурентов. Скажем сразу, кое-что в деятельности "старой кондитерки", как ее еще называют, показалось удивительным и даже странным.

Народный статус

Предприятие "Кондитерская фабрика", где сегодня работают около ста человек, расположено в старой части Барнаула, на улице Льва Толстого. Ее производственные и админист ративные здания несколько теряются в длинном ряду магазинов и магазинчиков, поэтому многие жители краевого центра даже и не подозревают, что ходят по улице Толстого мимо "сладкой обители".

На цветном логотипе фабрики кроме изображения четырех конфет есть еще и надпись "Старая кондитерская фабрика". Слово "старая" появилось здесь недавно и не является частью официального названия предприятия. "Старая - статус, скорее, народный, - считает директор фабрики Алексей Лемяскин. - Когда в Барнауле начала работать новая кондитерка, нашу фабрику автоматически стали называть старой. И нас это вполне устраивает. Потому что в сознании потребителя это название ассоциируется с фразами "Старый друг лучше новых двух", "Старое доброе качество" и так далее".

Летопись предприятия целенаправленно никто вел, поэтому о его истории известно не так уж и много. "Кондитерская фабрика" была создана в 1965 году на базе городского пищекомбината. Это было самое крупное кондитерское производство в крае, однако его мощностей в то время не хватало для обеспечения сладостями даже жителей Барнаула, не говоря уже о всем населении Алтая.

В истории "старой кондитерки" есть несколько важных страниц. Например, открытие в 1989 году фабрики "Алтай". Говорят, что тогда многие ценные специалисты перешли на новое кондитерское предприятие. А к началу так называемых рыночных реформ "старая кондитерка" пришла с практически полностью изношенным оборудованием. К этому добавились и объективные трудности: снижение покупательского спроса привело к тому, что среднее потребление кондитерских изделий в регионе резко сократилось с почти 20 кг до 8,5 кг на одного человека. Наконец, российские предприятия, и "Кондитерская фабрика" в том числе, столкнулись лицом к лицу с ведущими мировыми производителями сладостей - "Nestle", "Cadbury", "Mars". А в начале 90-х годов интерес к незнакомым, но очень сладким торговым маркам, был чрезвычайно велик.

"Я пришел на фабрику в 1994 году, - вспоминает Алексей Лемяскин, - производство тогда сокращалось. В Россию пошел "сладкий экспорт". Достаточно осложняло работу нашего предприятия и тяжелейшее налоговое бремя. Нужно было менять стратегию развития фабрики. Мы сразу решили. что не пойдем по пути тех, кто считает, что увеличив ассортимент и выпустив на рынок новые продукты, сразу начнут продавать их "на ура". Новую конфету можно отдать в магазин, и она пролежит там годы. Просто народ не будет знать, что это такое".

"Птичье молоко" - наш конек"

Первым, что вошло в рамки новой стратегии "Кондитерской фабрики", стало сворачивание производства конфет в обертке. "Мы провели исследование рынка в области ассортимента, и пришли к выводу, что нам достаточно сложно будет соперничать с фабрикой "Алтай" по такому направлению, как производство конфеты в обертке, - говорит Алексей Лемяскин. - Вообще фабрика "Алтай" - это еще половина нашей беды. В регион пришли "Красный октябрь" и другие производители, которые "подкупили" потребителя яркой, качественной оберткой. Покупатель клюнул на блестящий фантик, зачастую не отдавая себе отчета в том, что же находится внутри конфеты. Мы же решили сделать акцент на конкретные брэнды, нежели распылять силы и средства на все подряд".

Сегодня "Кондитерская фабрика" выпускает восемь видов конфет в коробках. Это "Птичье молоко", "Лунные", "Горянка", "Голубое озеро", "Метеорит", "Молочный ликер", "Салют" и "Свита в шоколаде". Плюс так называемые "восточные сладости" - зефир, мармелад, ирис, зефир в шоколаде, сливочная колбаска, которые продаются в магазинах на разновес.

О "Птичьем молоке" на фабрике говорят с особым трепетом. "Мы поняли, что эту конфету производить важнее, нежели какую-то другую, - говорит Лемяскин. - "Птичье молоко" выпускается на нашем предприятии с 1972 года. Это наш "конек". Именно эта конфета ассоциируется у покупателей с названием самой фабрики". Год назад очень успешно была организована реализация конфеты "Метеорит". Благодаря активному промоушену в декабре 2002 года реальный объем продаж "Метеорита" превысил запланированный в пять раз.

Удивительное - рядом

Теперь о том, что нас удивило на "Кондитерской фабрике". Во-первых, тот факт, что фабрика сознательно пошла на изготовление продукции с минимальным сроком годности. Так "Птичье молоко" может храниться не более 25 дней. С одной стороны, это несомненный показатель того, что при производстве этого продукта используются исключительно натуральные продукты, что и является показателем высокого качества. Но такая технология еще и сокращает срок годности. Отдельные производители активно используют при изготовлении "Птичьего молока" заменители, увеличивая срок годности, что делает эту конфету более привлекательной в глазах оптовиков и руководителей розничных сетей. Для "Кондитерской фабрики" минимальный срок хранения "коронной" продукции, на наш взгляд, создает определенные преграды в увеличении объемов реализации. В первую очередь, речь идет о реализации вкусных конфет в другие регионы страны.

Во-вторых, удивило нас то, что основные этапы производства не автоматизированы. Татьяна Пшеничная, заведующая производством "Кондитерской фабрики": "У нас - полумеханизированное производство. Возьмем, например, зефир. В 1998 году мы его давили вручную через мешочки. Сегодня благодаря усилиям наших рационализаторов изготовление зефира ведется с помощью машин. Да, мармелад мы отливаем в формочки по-прежнему вручную. Потому что ставить сегодня автоматизированную линию просто нерентабельно. Но ручное производство дает важные плюсы в плане качества готового продукта".

В-третьих, как рассказал Алексей Лемяскин, на предприятии, где некоторые сотрудники работают по два-три десятка лет, социальная программа представлена только стандартными минимумом - заработная плата, оплачиваемые отпуск и больничный, медицинская страховка. Вот что говорит об ограниченной социальноей программе сам директор фабрики: "Если люди идут на работу, значит, она их устраивает. Если на предприятии нет людей, значит их что-то не устраивает. У нас пока не тот оборот, чтобы расширять социальную программу. Известен опыт алтайских предпринимателей, которые вкладывали деньги в социальную программу в то время, когда важнее было развивать производство, а потом эти добрые дела оборачивались против самого предприятия. Я, в принципе, согласен с теми, кто не увлекается социальной поддержкой. Дэйл Карнеги был великим меценатом, например, построил всемирную библиотеку в Нью-Йорке, но он никогда не давал своим работникам поблажек". "Директор несколько сгущает краски, если кому-то из сотрудников потребуется помощь, фабрика ему не откажет", - уточнил один из специалистов управленческого аппарата фабрики.

С прицелом на Новосибирск

Кондитерская фабрика, работая сегодня далеко не в полную мощность, в среднем выпускает в месяц 60 тонн продукции. Пик продаж приходится на новогодние праздники и на женский праздник 8 марта, когда объем реализации увеличивается примерно на 30%. На другие благоприятные периоды сильно рассчитывать "старой кондитерке" не приходится. Основные каналы реализации конфет - собственный фирменный магазин, розничные торговые сети и оптовики.

"Ситуация сегодня такова, - считает Алексей Лемяскин, - что в Барнауле мы взяли ту долю рынка, которую могли взять. Мы использовали различные маркетинговые варианты, но все говорит о том, что в краевом центре достигли предела. Надо выходить в соседние области".

В настоящее время барнаульские конфеты, произведенные на "Кондитерской фабрике", довольно успешно продают в краевом центре ... новосибирцы. Речь идет об одном из супермаркетов в Барнауле, принадлежащем компании из столицы Сибири. Вполне логично предположить, что это сотрудничество могло бы развиваться и в самом Новосибирске. Во всяком случае, Алексей Лемяскин возлагает на региональное продвижение определенные надежды. Если продукция "Кондитерской фабрики" все же найдет своего покупателя в Новосибирске, это будет уже новая веха в истории "старой кондитерки".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость