Экономика

Смена власти на "Алтае". Почему уволился директор, наладивший работу авиапредприятия

11 января советом директоров авиапредприятия "Алтай" было принято решение удовлетворить заявление об увольнении по собственному желанию гендиректора компании Сергея Королева. В этот же день в новосибирском аэропорту Толмачево произошли кадровые перестановки - уволился по собственному желанию управляющий делами аэропорта Константин Медведчиков (в Барнауле он более известен как гендиректор ОАО "Управляющая компания "Аэропроект"). А 20 декабря прошлого года оставил работу в Толмачево Виктор Марьенкин, помощник первого заместителя генерального директора аэропорта. Его и пророчат на место ушедшего Королева. По мнению многих, все эти увольнения не случайны и находятся в единой цепи событий, происходящих в последние месяцы на авиапредприятии "Алтай". Корреспондент "СК" попытался разобраться в ситуации.

Увольнение как шок

Сотрудники авиапредприятия "Алтай" уже привыкли к смене руководства - в середине января 2004 года досрочно прекратил полномочия гендиректора предприятия Иван Комаров. Это произошло после обнародования результатов аудиторской проверки, которая выявила значительные финансовые нарушения, допущенные руководством "Алтая". Вскоре гендиректором предприятия стал Сергей Королев, до этого назначения возглавлявший госавиапредприятие "Аэропорт Бийск". Многие скептически отнеслись к назначению на пост гендиректора "Алтая" бийчанина. Ведь как ни крути, барнаульский аэропорт (в составе авиапредприятия "Алтай") федерального значения. А значит, дела предстояли масштабнее. Но Сергей Королев сразу вошел в курс дела. По словам Виктора Кузнецова, заместителя начальника Западно-Сибирского управления воздушного транспорта, предприятие стало работать стабильнее, закупалась новая техника, прибыль увеличилась.

"Сергей Королев компетентный руководитель, - сказал корреспонденту "СК" Виктор Кузнецов. - Бийский аэропорт он поднял буквально из руин, предприятие заработало и работает благодаря ему до сих пор. Для меня его увольнение - просто шок".

"Только за девять месяцев 2004 года авиапредприятие "Алтай" получило чистой прибыли 16,8 миллиона рублей, - говорит Марина Вотинцева, начальник отдела экономики и региональной политики Западно-Сибирского управления воздушного транспорта. - То, что Королев уволился, скорее всего, не экономика, а политика".

Административная роль

Не будем забывать о прошлогодних губернаторских выборах. Ведь незадолго до них кресло гендиректора "Алтая" занял Сергей Королев. Получается, он был ставленником администрации Сурикова. Возможно, что Королева оттеснили в рамках замены людей из "той команды" на "своих". Но до октября 2004 года каких-либо глобальных изменений в составе "Алтая" не происходило. До той поры, пока волевым решением администрации края в авиапредприятие "Алтай" не была внедрена новая структура - ОАО "Управляющая компания "Аэропроект", в планах которой значилось взять под контроль все финансовые вопросы предприятия. Возглавил ее Константин Медведчиков, одновременно войдя в состав совета директоров "Алтая" в качестве финансового директора.

"Отец не захотел быть в роли зиц-председателя Фунта, - сказал корреспонденту "СК" сын Сергея Королева Юрий, - гендиректор без права финансовой подписи - не директор. Некоторые краевые СМИ причиной его ухода с поста назвали плохое состояние здоровья. Бред! Просто, я думаю, у отца не сложились отношения с администрацией Евдокимова".

Однако эти отношения очень даже сложились у "приморского землячества" из окружения нынешнего губернатора. Так, в октябре 2004 года в совет директоров авиапредприятия был введен Михаил Смолик, а возглавил совет Игорь Лихойда.

20 октября на собрании акционеров авиапредприятия был назначен аудитор - ООО "Дальневосточный аудиторский центр", на поприще которого, по сведениям "СК", также трудился Михаил Смолик. А что? Верный ход. Самим себя проверять. Уже проверили. Если работа аудиторов в 2003 году обошлась предприятию в 40 тысяч рублей, то в 2004, по сведениям источников "СК", сумма увеличилась до 400 тысяч.

Дела "Аэропроекта"

Вообще-то, разговоры о внедрении на авиапредприятие "Управляющей компании", по словам сотрудников "Алтая", начались еще летом прошлого года. Некоторым ведущим специалистам г-н Логунов (агентство по продаже билетов "Авиафлот") предложил возглавить будущую компанию. Но "алтайцы" отказались. Тогда эмиссарами была найдена подходящая кандидатура в аэропорту Толмачево. Речь идет о Константине Медведчикове, который молод (28 лет), словоохотлив с прессой. Согласно информационной справке, представленной СМИ после назначения Медведчикова финдиректором "Алтая" и гендиректором "Аэропроекта", он трудился в московском аэропорту Домодедово советником генерального директора. Правда, сотрудники Домодедово, куда звонил наш корреспондент, о советнике с такой фамилией впервые слышали: видимо, советник лишь громкое наименование должности клерка. Согласно все той же справке, Медведчиков в Толмачево занимал должность коммерческого директора. Однако эту информацию там не подтвердили. Он был управделами аэропорта.

За время работы "Аэропроекта" был проведен открытый тендер по выбору генерального подрядчика на строительно-монтажные работы по реконструкции барнаульского аэропорта в 2005 году. Как заявил краевым СМИ г-н Медведчиков, планировалось выбрать одного крупного подрядчика, которым стало ООО "Стандарт-А". Причем, как сообщили "СК" источники из авиапредприятия, объем работ выигравшая тендер фирма не озвучила. Все в планах – начать реконструкцию здания аэровокзала, гостиницы, в которой, по словам Медведчикова, в 2005 году будут и пятизвездочные номера.

Хотя, по мнению специалистов авиапредприятия, в первую очередь требуют ремонта емкости на топливно-заправочном комплексе, эстакада, железнодорожные подъездные пути. Между тем декабрьским решением совета директоров авиапредприятия "Алтай" за работу сотрудникам "Аэропроекта" было выплачено 731 600 рублей. По слухам, именно этот факт стал последней каплей в решении Сергея Королева написать заявление об увольнении. Видимо, с основным держателем пакета акций авиапредприятия - администрацией края - отношения у него и впрямь не сложились. Не помог их наладить и вице-губернатор Леонид Баклицкий, с которым Сергей Королев учился в параллельных классах в Троицком.

Мнение бывшего гендиректора

15 января корреспондент "СК" созвонился с бывшим гендиректором авиапредприятия "Алтай" Сергеем Королевым. "Я 32 года работаю в авиационной отрасли, - сказал он, - авиация для меня как дом, как семья. И покидать ее я не собираюсь. На сегодня я уже получил достаточно серьезное предложение по работе. Говорить, от кого, пока не стану. Но не из Алтайского края. Я очень болезненно переживаю случившееся, поэтому пока комментировать ситуацию не могу. Сам возвращаться на авиапредприятие не собираюсь. Нужен буду - позовут".

Еще Сергей Королев сказал, что хоть в Барнауле было и трудно работать, но предприятие он принял в порядке, прибыльным. Барнаульскую ситуацию не сравнить с той, которая сложилась к началу его работы в Бийске. Тогда случалось, что гендиректор платил рабочим деньги из собственной летной пенсии.

Что же касается планов новой команды на "Алтае"… "Гостиница без аэродрома - ничто, - уверен Сергей Королев. - Надо в первую очередь менять сигнальное оборудование. А то в планах "Хилтон" отстроить, а регуляторы яркости неисправны. Через три-четыре года взлетно-посадочная полоса придет в негодность, к нам перестанут летать самолеты. Не уверен, что на ремонт полосы администрация сразу выделит 200 миллионов рублей. Это по сегодняшним ценам. Значит, уже сейчас нужно создавать резервный фонд".

Справедливости ради стоит заметить, что в одном из интервью СМИ господин Медведчиков обещал увеличить длину взлетно-посадочной полосы до 3,15 км в ближайшие два года. Правда, откуда "упадут" 200 миллионов рублей, гендиректор "Аэропроекта" не прокомментировал. Зато пообещал выделить в отдельное предприятие гостиничный бизнес, цех бортпитания и т.д.

Какие цели преследуют новые управленцы?

1. Сотрудники авиапредприятия выдвигают следующую версию: из предприятия выделяется ликвидная часть бизнеса (в первую очередь топливно-заправочный комплекс), которое передается в частные руки, недоходная часть остается у государства. Для чего в скором будущем, возможно, последует дробление инфраструктуры с продажей нужных частей частникам.

2. Есть версия, что предприятие "заказали" обанкротить с тем, чтобы выкупить его у края за бесценок.

3. Перевод авиапредприятия под юрисдикцию Новосибирска (Толмачево) или Владивостока.

Однако хочется надеяться, что данные прогнозы не сбудутся, а необъяснимая пока замена удачного менеджера на пришлых людей с неясным прошлым все-таки имеет под собой благие цели. Новым управленцам авиапредприятия еще придется доказывать, что они сменили Королева во благо краю и предприятию.

Справка "СК"

Учредителями ОАО "Управляющая компания "Аэропроект", по сведениям источников "СК",являются барнаульский бизнесмен Валерий Пекарский и член совета директоров авиапредприятия "Алтай" Михаил Смолик. Валерий Пекарский был председателем совета директоров АО "Алтайдизель" в 90-х годах. С ним связывают деятельность в следующих объектах недвижимости Барнаула: ТЦ "Норд-Вест", спорткомплексе "Аврора" и т.д. Участвует в проектах: строительство мусороперерабатывающего завода в Барнауле, производство пива "Артель" на территории бывшего завода "Молдвино", создание новых предприятий "Водоканал" и "Горэлектросеть" в Барнауле.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость