Экономика

Советы адвоката работникам и работодателям

Владимир Энтин, адвокат и директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, считает, что сотрудники – это та самая собственность, которую создает интеллект, и обращаться с ними нужно бережно. В интервью обозревателю РИА "Новости" Алексею Панкину специально для газеты "Свободный курс" он рассказывает о способах избежать конфликтов даже в тех случаях, когда увольнения неизбежны.

Вас уволили

– Кризис уже привел к массовым увольнениям, но специалисты прогнозируют, что их пик придется на февраль-март …

– Увольнение в связи с кризисом – в Трудовом кодексе такого основания нет. А это означает: людям будут говорить, что с ними вынуждены расторгнуть трудовое соглашение из-за кризиса, но для оформления будет использовано какое-то легальное прикрытие.

Что именно? Первое и основное – сокращение штатов. То есть увольнять будут не всех поголовно, кто-то останется. Почему именно вас, а не вашего соседа, у которого, допустим, квалификация ниже? В этом случае можно требовать проведения аттестации и увольнения сотрудников уже по ее результатам.

Но если даже просто сократили должность, работнику положено выходное пособие в размере средней месячной зарплаты. За ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства. Трудность в том, что чаще всего есть две части зарплаты: одна выплачивается регулярно, другая – некая дополнительная. Если эта дополнительная часть оформляется как премия и такие премии выплачивались систематически, то, в соответствии с судебной практикой, они включаются в общую зарплату, которой работник лишился. Иначе говоря, засчитывается вся часть вознаграждения, с которой платились налоги.

Зайдите завтра

– Что делать, если говорят: "Мы готовы заплатить, но сейчас нет денег. Как только с нами рассчитаются, начнем компенсировать"?

– Лучше не полагаться на добрые отношения, а предложить работодателю составить мировое соглашение и утвердить его в суде. На его основании вы окажетесь на картотеке в банке, и средства будут перечисляться вам по исполнительному листу. Предприятие обязано в первую очередь рассчитываться с кредиторами, чьи обязательства уже оформлены.

Относительно заявления об увольнении по собственному желанию. Как только вы подписали "по собственному", никаких компенсационных выплат вам уже не положено.

Договор на берегу

– Предположим, работник входит в положение своей компании и соглашается не требовать сразу положенной ему по закону компенсации…

– В таких случаях попробуйте прийти к неким договоренностям. Допустим, работодатель обещает взять вас на работу, как только ситуация улучшится. Это декларация, которая, как и любая декларация, зависит от воли сторон и сопутствующих обстоятельств. Лучше заключить договор, в соответствии с которым работодатель обязуется принять вас на работу с такого-то числа с такой-то конкретной оплатой. А в случае если это не состоится, то выплатить компенсацию в оговоренном размере. Своего рода отложенное трудовое соглашение. При составлении такого соглашения потребуется в обязательном порядке помощь адвоката. Чтобы все это было с максимальным соблюдением Трудового кодекса и в то же время чтобы права и обязанности сторон были прописаны достаточно четко.

– А если по согласованию с работодателем работник уходит в отпуск без содержания?

– Здесь нужно иметь в виду, что продолжительность такого отпуска лимитирована законом и с какого-то момента работодатель вправе расторгнуть трудовое соглашение в одностороннем порядке. Поэтому нужно, чтобы был издан приказ об отправлении работника в неоплачиваемый отпуск в принудительном порядке и что работник не возражает. Т.е. чтобы было видно, что инициатива принадлежит работодателю и что в случае, если не будет вновь предоставлена возможность работать, полагается компенсация с указанием размера.

Душа болит

– Представим, что у работодателя душа болит от того, что приходится увольнять людей, но другого выхода у него нет…

– Если работодатель не может смотреть на происходящее без боли в сердце, рекомендую выпить коньяк или его заменитель.

Если серьезно, то, действительно, всегда существует круг лиц, без которых предприятие не предприятие, те, кого американский писатель О’Генри называл "человек-помост". С этими людьми можно поступать следующим образом. Трудовой договор – дело дорогостоящее. Ради того, чтобы их сохранить, можно перейти с ними на гражданский договор. Другой вариант – "отправлять людей в кругосветное путешествие, не дав им денег и снаряжения". Договариваться можно о самых разных ситуациях, единственное, чтобы все сроки и условия были прописаны конкретно.

Главное для работодателя, вынужденно приступающего к сокращениям, – это провести жесткую ревизию: без кого обойтись действительно нельзя или себе дороже. 

Справка

30 млрд. рублей необходимо будет добавить в бюджет на увеличение пособия по безработице. Сегодня, по данным Минздравсоцразвития, в бюджете предусмотрено на эти цели чуть более 25 млрд. рублей. 

Время ответственности

Игорь Николаев,
директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

Буквально на днях откровения одного из представителей крупного бизнеса показались мне весьма примечательными. Сейчас не ситуация 90-х годов, до банкротства предприятия никто доводить не будет, рассуждал бизнесмен. "Сколько надо уволить работников – 30%, 50%? Столько и уволим. Необходимо закрыть тот или иной филиал? Закроем". Это, мол, классический кризис перепроизводства, надо установить новые пропорции.

Конечно, можно спорить о том, является ли нынешний кризис кризисом перепроизводства. Но дело не в этом. Проблема в готовности резать, что называется, "по живому", действуя исключительно из ситуации сегодняшнего дня, не пытаясь даже спрогнозировать последствия и перспективы бизнеса на три-четыре года вперед.

Чем объяснить такое поведение?

Слова о том, что "главное – сохранить бизнес", не случайны. Капитализация упала, виртуальных миллиардов стало меньше. Если бизнес останется, капитализация "отрастет". А социальные вопросы сохранения бизнеса – они вторичны. Вот так примерно некоторые представители нашего крупного бизнеса и оценивают ситуацию.

Когда одновременно приходят сообщения о том, что та или иная наша крупная компания, заявившая об увольнениях и т.п., покупает те или иные активы за рубежом, лишний раз убеждаешься в том, что, как и следовало ожидать, проблемы с истинной социальной ответственностью у некоторых наших компаний действительно серьезные.

На днях появились официальные оценки правительства масштабов возможной безработицы. Прогноз по форме выглядит, можно сказать, оптимистично: не более 10% работающих может оказаться без работы. Теперь давайте посмотрим на цифрах, что все это означает: к нынешним 4 млн. человек безработных (на конец сентября 2008 года) прибавляется еще 7,6 млн. человек. 11,6 млн. человек – это 15,3% от экономически активного населения. Это колоссально много!

Я не понимаю оптимизма Минздравсоцразвития. Интересное дело получается: бизнес демонстрирует неадекватно скорую готовность сокращать все и вся, а экономические власти считают, что все очень даже ничего. Не берусь судить, кто в такой ситуации менее социально ответственен.

Материал подготовлен РИА "Новости" специально для газеты "Свободный курс"

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость