Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Экономика

Спад в туристическом бизнесе может начаться в январе

Финансовый катаклизм сильнее всего проявит себя в январе-феврале будущего года. Об этом заявили представители Ассоциации туроператоров России (АТОР) в Москве, в этом же уверены и барнаульские эксперты. Однако уровень проблем у федеральных и алтайских компаний будет несопоставим.

В чем главная проблема крупных туроператоров, осуществляющих перевозки туристов за границу? В течение всего лета с галопирующей скоростью поднимались цены на авиатопливо. Топливный сбор, который обязаны платить клиенты, не всегда успевал за ростом цен на горючее. В итоге, как сообщили представители АТОР, туроператоры вынуждены были частично доплачивать за туристов из своего кармана. Покрывать дополнительные расходы им позволяли оборотные средства, возросшие за счет увеличения турпотока. В этом году рост отдыхающих за рубежом, по данным АТОР, составил 127% по сравнению с прошлым годом, в то время как в мире — только 105%. Сейчас продажи турпутевок, особенно на следующий год, снизились, а затраты — нет. У туроператоров обозначился дефицит средств. Кроме того, крупным компаниям необходимо заранее выкупать гарантированные блоки мест в отелях, в самолетах. Обычно для этого привлекались кредитные средства. Сегодня получить займ будет крайне сложно, тем более — на приемлемых условиях.

«Крупным туристическим компаниям придется как-то лавировать, договариваться с иностранными партнерами. У нас в крае компаний такого уровня нет», — пояснила ситуацию Татьяна Ефимова, директор компании «Возрождение-трэвел». По ее словам, влияние финансового кризиса на турбизнес в данный момент носит скорее характер психологического давления, создает некоторый дискомфорт. Из-за него часть клиентов, намеренных отправиться на отдых в рождественские и новогодние праздники, заняла выжидательную позицию — продажи путевок идут не слишком активно. Впрочем, по данным других агентств, как раз праздничные туры и по сей день пользуются повышенной популярностью. «Несмотря на кризис, люди по-прежнему готовы отдыхать: сменить обстановку, разгрузиться. Да и планировали поездку многие клиенты достаточно давно», — считает Татьяна Сажаева, директор по развитию компании «Охота». «Некоторые новогодние поездки рискуют сорваться только по той причине, что люди в контексте финансовых катаклизмов будут особенно крепко держаться за свои рабочие места», — считает Елена Шушакова, генеральный директор компании «Регион-сервис».

Настигнет же кризис алтайский турбизнес, по прогнозам, в начале будущего года, хоть и в меньших масштабах, чем на федеральном уровне. «Январь и вообще первый квартал всегда не очень удачен для нашей отрасли. В будущем году мы это почувствуем особенно сильно. В это время владельцам баз нужны оборотные средства для начала работы в новом сезоне, для строительства и реконструкции объектов. Получить кредит в банке будет, наверное, невозможно, а при таких процентах и просто нелогично», — полагает Татьяна Сажаева. По словам Елены Шушаковой, пока алтайские туркомпании не замораживают своих проектов и намерены дальше инвестировать средства в собственное развитие. Более ясной ситуация будет, по ее мнению, в начале года. Однако уже сейчас появилась другая тенденция: те базы Горного Алтая, которые работали все лето и частично прошлой зимой, в наступающем сезоне открываться не намерены. Таким образом, все усилия алтайских туркомпаний по снятию проблемы сезонности, которые предпринимались в последнее время, пойдут насмарку.

Вместе с тем представители турбизнеса не считают, что в будущем году резко снизится число туристов, возможно, произойдут лишь некоторое их перемещение из одного сегмента в другой. «Люди уже научились правильно понимать отдых, получать от него результат: улучшение здоровья или общего состояния, позволяющего более эффективно работать в будущем», — считает Татьяна Ефимова. Такого же мнения придерживаются эксперты федерального уровня. «В последнее время рост индивидуального сектора российского выездного туризма был на уровне 20−30% в год. В связи с кризисом темпы его роста, вероятнее всего, снизятся, но он продолжит расти, и рецессия на нем не прогнозируется», — считает Алексей Крылов, руководитель комитета по законодательству АТОР. Скорее всего, полагают эксперты, не уменьшится число туристов и на Алтае. «На продажах путевок в Горный Алтай и Белокуриху вряд ли кризис отразится „с размахом“: люди привыкли здесь отдыхать, и они будут рассматривать варианты отдыха рядом с домом, без особых рисков», — говорит Татьяна Сажаева.

Предполагается, что больше всего пострадает сегмент делового и корпоративного туризма в связи с тем, что фирмы-заказчики снизят так называемые социальные расходы, в том числе на отдых, проведение корпоративных выездов и на туры-поощрения. «Сейчас сложно давать точные прогнозы, но, думаю, корпоративный отдых „подсядет“, — говорит Виталий Брегадзе, руководитель туркомплекса „Стик-трэвел“. — Компании оптимизируют свои бюджеты. Сокращение расходов, скорее всего, коснется не только направлений рекламы, связи, но и корпоративного отдыха. Более ясной картина будет в январе-феврале, пока мы не вели переговоров на эту тему ни с агентствами, ни с постоянными клиентами».

Смотрите также
Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость