Экономика

Стоит ли ждать снижения цен на авиаперелеты из Барнаула?

Жителям края стало сложнее летать по России: из Барнаула исчезло несколько прямых направлений и сократилось количество авиарейсов в Москву. В итоге к лету цены на авиабилеты в столицу подскочили до 20 тысяч, хотя еще осенью можно было улететь в Москву за 15–16 тысяч. Решить проблему дорогих перелетов могли бы низкобюджетные авиаперевозчики или федеральные субсидии, которые недавно анонсировал губернатор края Александр Карлин. Однако этим летом из краевого центра точно не удастся долететь до Москвы задешево.

Аэропорт Барнаула.
Аэропорт Барнаула.
Олег Богданов

Недавно на сайте барнаульского аэропорта появился призыв к авиакомпаниям: нужны перевозчики на столичное направление. Как рассказала Татьяна Якушевич, начальник отдела авиа­ционного маркетинга авиа­предприятия "Алтай", чтобы покрыть потребность пассажиров, необходимы еще 300 мест в самолетах в день.

Татьяна Якушевич,
начальник отдела авиа­ционного маркетинга авиа­предприятия "Алтай":

В прошлом году в Москву летали 36 рейсов в неделю. В этом году заявлен пока 21 рейс. Компания S7 Airlines больше не выполняет вечерний рейс, Vim Avia сняла свои самолеты до середины июня, с января не летает Utair... На направление требуется еще хотя бы два ежедневных рейса – утренний и вечерний.

Аэропорт сделал запросы в несколько авиакомпаний, но отклика пока не получил. Между тем за последнее время Барнаул остался еще без ряда относительно популярных направлений. Например, без прямого рейса в Санкт-Петербург, куда в прошлом году летала компания "Россия", и без рейса в Норильск. По словам Якушевич, авиакомпании особенно не распространяются о мотивах ухода, указывая на "технические причины".

Как поясняли в пресс-службах Vim Avia и Utair, они временно прекратили перевозки из Барнаула в Москву из-за замены устаревших воздушных судов более современными. Первая компания не уточняет, когда вернется на направление. Во второй старший вице-президент по коммерческим вопросам Денис Шкабара заявил, что в их планах – вернуться к следующему весенне-летнему сезону.

Денис Шкабара,
старший вице-президент по коммерческим вопросам Utair:

Уход "по техническим причинам", скорее всего, означает, что у фирм нет нужного количества подходящих самолетов, чтобы поставить их на направление. Не могу сказать по другим компаниям, но у нас есть ряд воздушных судов советского производства (типа Ту-154), которые мы сегодня выводим из эксплуатации. Заменяем их самолетами зарубежного производства. Так что приходится чем-то жертвовать. Но мы не планируем уходить из Барнаула насовсем.

Разве что в Магадан

Дефицит кресел, который сложился на направлении Барнаул – Москва, по идее, должен свидетельствовать о высоком спросе. Но для авиакомпаний он недостаточен, чтобы перебрасывать сюда свой "воздушный флот". "Видимо, они концентрируются на других, например, южных направлениях. Потому что в летний сезон такие более популярны", – предполагает Денис Шкабара.

Поэтому сегодня в Москву из краевого центра можно улететь лишь на самолетах компаний "Аэрофлот" и S7. По мнению экспертов, это главная причина, по которой цена на авиабилеты высокая.

Олег Пантелеев,
главный редактор отраслевого аналитического агентства "Авиапорт":

В условиях недостаточной конкуренции гораздо выгоднее повышать цены, чем увеличивать провозные емкости. До Барнаула лететь ненамного дальше, чем до Новосибирска, но при этом аэропортовое обслуживание в Алтайском крае дороже, поэтому издержки авиакомпаний объективно выше. Это объясняет разницу в цене на авиабилет из того и другого городов. Но главное – спрос на перевозки в Барнауле ниже. Этот город в силу ограниченного объема спроса на полеты в Москву не может круглый год удовлетворять всех желающих открыть новые рейсы – тривиально не хватает пассажиров. Но те люди, которые все же летают, достаточно состоятельны, и для них цена не является главным фактором выбора.

Из Новосибирска в Москву улететь летом можно будет за 15–16 тысяч рублей: там на направлении летает до восьми компаний. В зависимости от сезона количество рейсов в день составляет 14–19. Поэтому на протяжении многих лет у жителей Барнаула выработалась практически традиция – летать из Новосибирска. Как отметил один из опрошенных экспертов, в Сибири в целом авиарынок развивается динамично, но еще не вышел на тот уровень, когда существует критическая масса рейсов, раскручивающих конкуренцию во всех городах.

Сделать дешевле барнаульские билеты в Москву могла бы поддержка со стороны государства. Но пока поддерживать предполагается региональные перевозки, столичного направления это не коснется. Речь идет о субсидировании 50% стоимости билета со стороны государства.

Авиакомпании будут получать частичную компенсацию за выполнение полетов по ре­гиональным рейсам в радиусе 1 200 км. Четыре маршрута из Новосибирска уже одобрены для такого субсидирования, в том числе рейс Новосибирск – Горно-Алтайск.

В барнаульском аэропорту о таком субсидировании пока информации нет.

– Я знаю, что в списках на дотации было направление Барнаул – Магадан, – припоминает Татьяна Якушевич. – Но компании, которая бы взялась обслуживать направление, нет.

Не хватает путешественников

Недоступность Магадана – не самая большая проблема для барнаульцев. В авиаотрасли есть ряд старых проблем, касающихся всей страны. Чтобы внутренние авиаперелеты в России стали так же доступны, как в Европе и Америке, надо, чтобы у нас смогли развиваться авиакомпании-лоукостеры (от анг. low cost – "низкая цена"). Но в нынешних условиях этого произойти не может, а их изменения придется ждать, по-видимому, еще долго.

Лоукостеры характеризуются тем, что экономят в работе на всем, на чем могут, это и позволяет серьезно сэкономить на билетах самим пассажирам. У низкобюджетных перевозчиков обычно всего один класс и сокращенный набор включенных услуг. Также для них необходимы особые "дешевые" аэропорты. Помимо отсутствия таковых, появлению лоукостеров у нас мешают высокие таможенные пошлины на иностранные самолеты, отсутствие нормы о "невозвратных билетах", невозможность принимать на работу иностранных пилотов и т. д.

Однако даже если решить эти вопросы, останется, возможно, самый главный. Хотя россияне часто жалуются на дорогие перелеты внутри страны, на деле оказывается, что к таким путешествиям их тянет не так уж и сильно. Они все охотнее летают за рубеж, а по своей стране довольно редко. Именно поэтому Sky Express и "Авианова" (два лоукостера, которые пытались работать в России) прожили недолго и обанкротились. За рубежом же прибыль таких предприятий обеспечивает именно очень большое количество рейсов в день.

Так что здесь та же загвоздка, что с направлением Москва – Барнаул.

– Эта ситуация для страны неуникальна – сегодня она практически повсеместна, – подытожил Олег Пантелеев. – Из городов с населением 500–700 тысяч человек, как правило, выполняются ежедневные полеты в Москву, изредка – в Санкт-Петербург. Но число рейсов меньше, чем на линиях в города-миллионники, а тарифы – выше.

С другой стороны, если бы билеты на авиаперелеты были дешевле, может, люди и стали бы летать охотнее. В любом случае первых шагов по распутыванию этого узла тут ждут от государства – в плане решения "старых проблем". Пока заметна лишь активность предприятий, принадлежащих ему: авиакомпаний на рынке становится меньше, при этом "Аэрофлот" активно укрупняется. Кстати, "Россия", возившая барнаульцев в Санкт-Петербург, перешла в его состав. И отказалась от питерского направления в Барнауле в рамках оптимизации маршрутной сети "Аэрофлота".

Цифра

80% от пассажиропотока внутри России приходится на трафик между Москвой и крупными региональными центрами. За 2012 год общий пассажиропоток в направлении Москва – Барнаул – Москва составил 304,4 тысячи человек. Средняя загрузка на каждом рейсе – 80–90%.

Как выглядит российский авиарынок?

По данным Росавиации, в I квартале 2013 года российские авиакомпании перевезли 15,7 миллиона человек. Из них за границей побывали 8,2 миллиона (на 26% больше, чем за аналогичный период 2012 года), а 7,5 миллиона летали по стране (рост на 10%).

В последние несколько лет российский авиарынок рос на 10–20% в год, а экономика – в 2–5 раз медленнее. По мнению экспертов, московские аэропорты через несколько лет могут перестать справляться с ростом пассажиропотоков.

Согласно "дорожной карте" по "развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики", утвержденной в конце декабря 2012 года, первый низкобюджетный перевозчик появится в России уже в 2013 году.

Сколько стоит добраться до Москвы из городов мира (туда и обратно)?

  • Париж от 11 тысяч рублей (2 490 км) 2 руб. 20 коп. за 1 км
  • Берлин от 8,7 тысяч рублей (1 611 км) 2 руб. 70 коп. за 1 км
  • Рим от 9 тысяч рублей (3 061 км) 1 руб. 47 коп. за 1 км
  • Стамбул от 7,4 тысяч рублей (2 238 км) 1 руб. 65 коп. за 1 км
  • Нью-Йорк от 22,9 тысяч рублей (7 522 км) 1 руб. 52 коп. за 1 км
  • Йоханнесбург от 24 тысяч рублей (9 158 км) 1 руб. 31 коп. за 1 км
  • Барнаул от 19,5 тысяч рублей (3 620 км) 2 руб. 70 коп. за 1 км

Данные сайта skyscanner.ru на поиск билета эконом-класса на одного человека на вылет 15 июля с возвращением 29 июля.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость