Экономика

Стрижка в самом разгаре

Рынок салонов красоты Барнаула практически никем по-настоящему не исследован. Сегодня по официальным данным в городе насчитывается порядка 180 салонов красоты, оказывающих посетителям всевозможные услуги от традиционной стрижки и укладки волос до боди-арта и тату. Однако говорить об исчерпывающем освоении местного рынка пока рано. Салоны красоты открываются с завидным постоянством. В среднем в прошлом году их количество увеличилось на 30% по краю, а основной прирост пришелся на Барнаул. И подводных "камней" на этом рынке предостаточно.

Салон или парикмахерская

Для начала попытаемся разобраться в классификации. ГОСТ Р 51142-98 предусматривает следующую градацию предприятий, оказывающих парикмахерские и иные виды услуг: парикмахерская, салон-парикмахерская и салон-парикмахерская класса "люкс". Последний и является, собственно, салоном красоты. Этим же стандартом предусмотрено, что салон должен занимать большую площадь, нежели парикмахерская. В нем клиенту должны предоставлять порядка 25 видов услуг, вплоть до консультаций. Мастера обязаны иметь высокую квалификацию, подтвержденную дипломами. Причем повышать свою квалификацию они должны не реже одного раза в два года. Работа в настоящих салонах красоты должна осуществляться только на импортном оборудовании и с использованием иностранной парфюмерии. Предусмотрены даже такие мелочи, как предварительная запись по телефону, выбор клиентом напитков из нескольких сортов и наличие свежей периодики в зале ожидания.

Соответственно, и цены в салоне красоты должны устанавливаться на несколько порядков выше, нежели в обычных парикмахерских. Из всех салонов красоты Барнаула этим требованиям полностью соответствуют лишь около 20%. Остальные только используют вывеску с громким названием для привлечения клиентов. По словам Нины Безгиной, консультанта отдела потребительского рынка и регионального заказа администрации края, такая ситуация сложилась из-за отсутствия контроля со стороны местных органов самоуправления при открытии предприятий индустрии красоты. В результате салонами красоты в нашем городе стали и те, кто в действительности оказывает разнообразные и качественные услуги населению, и те, чей прейскурант включает лишь несколько наиболее традиционных услуг.

Масла в огонь подлила и отмена с прошлого года обязательной сертификации этого вида деятельности. Сегодня в Барнауле такие документы получили лишь 10 салонов красоты. Преимущественно это те салоны, у которых и раньше не возникало проблем с сертификацией. Известный в городе салон "Домино", к примеру, имеет даже сертификат качества. Но общее количество сертифиуированных салонов красоты, конечно же, удручает. Марина Беспалова, руководитель органа по сертификации продукции и услуг компании "Алтайсертификат" считает, что такая ситуация не может не настораживать. "Стоимость сертификации невысокая, времени процедура занимает немного. Получается, что салонам, которые отказываются ее проходить, есть, что скрывать", - говорит она. Также Марина Беспалова рассказала, что уже неоднократно от владельцев салонов красоты поступали предложения по разработке новых стандартов работы, которые могли бы помочь четче разделять их по уровню деятельности. Тогда рынок принял бы более цивилизованные формы и мог развиваться дальше.

Взгляд изнутри

Отсутствие чеькой градации повергло рынок в состоянии хаоса. Прежде всего, это касается отсутствия четкой ценовой политики, когда цены в салоне красоты либо неоправданно завышены, либо находятся на уровне цен парикмахерской среднего уровня. Клиентов отпугивает и то, и другое. Другой важной проблемой является отсутствие маркетинговых исследований рынка. Создаваемые салоны включаются в конкурентную борьбу, практически не имея представления о ситуации и ориентируясь только на собственное деловое чутье.

Об окупаемости салона можно говорить только после пяти-шести лет его успешной работы, один год из которых отдается только на завоевание имени и места на рынке. Сам по себе этот бизнес очень затратный как на стадии создания, так и во время непосредственной деятельности. Около 50% средств вкладывается в ремонт и дизайн помещения, а также на покупку оборудования и парфюмерии.

Ирина Скляр, владелица сети салонов красоты отмечает, что салонный бизнес по объему полученных доходов еще очень мал, и это нужно обязательно учитывать при его создании. В то же время это кропотливый и каждодневный труд, к которому готовы далеко не все участники рынка. Немалую роль играет и сезонность в работе салонов. Наибольший поток посетителей в них наблюдается весной, летом сохраняется стабильность, а зима считается "мертвым" сезоном. Сезонность имеет и спрос на услуги. Например, модный сейчас пирсинг делают, как правило, весной и летом. Даже на услуги мастеров педикюра и косметологов спрос возрастает только в теплое время года.

Проблемы с персоналом

По словам администратора салона красоты "Софи" Ирины Гановой, успешная работа на 90% зависит от персонала. Тенденция клиентской базы такова, что сегодня потребитель идет прежде всего к мастеру, а не в сам салон. Более того, при переходе мастера в салон более высокого уровня и, соответственно, цен, клиент чаще всего уходит за ним.

Зачастую имя салона - это, прежде всего, имя мастера, который там работает. Поэтому набору персонала при открытии салона уделяется повышенное внимание. Кроме пресловутого профессионализма, владельцы салонов обращают внимание на наработанную клиентскую базу, которую мастер приведет за собой. Чаще всего это относится к мастерам-парикмахерам, так как их услуги остаются сегодня самыми востребованными. Хотя, по словам Ирины Гановой, начинают приобретать популярность и другие виды услуг. Востребована работа косметологов, мастеров маникюра-педикюра, тату, боди-арт, несмотря на высокую стоимость.

Сильная конкуренция на рынке приводит к тому, что к профессиональному образованию персонала предъявляются повышенные требования. Однако основной упор все же делается на мастеров-парикмахеров. Предпочтение отдается отучившимся либо в Москве, либо в Новосибирске, хотя и в самом Барнауле есть школа парикмахерского имкусства "Кристина", где стоимость обучения колеблется от 12 до 15 тысяч рублей. Чем больше у мастера дипломов, подтверждающих его участие в различных семинарах и курсах, тем лучше. Косметолог обязательно должен иметь высшее медицинское образование, мастера маникюра-педикюра - хорошую школу. Чтобы быть в курсе новинок и отстать от конкурентов салоны отправляют персонал на обучение и всячески приветствуют повышение профессионального уровня.

Сегодня салоны сталкиваются еще с одной проблемой. В городе практически нет администраторов, которые получили бы профессиональное образование. Чаще всего на эту должность приходят как на временную работу, не рассматривая перспективы. В нашем крае обучения администраторов не проводится. Для салона же администратор - это визитная карточка, во многом определяющая его успех.

Мужской подход

Услугами салонов красоты активно начинают пользоваться мужчины. Клиентская база составляет 70% женщин и 30% мужчин, которые, помимо получения традиционных услуг, обращаются к косметологам, мастерам маникюра и педикюра. Ирина Ганова говорит: "Поначалу предложение о посещении косметологического или маникюрного кабинета вызывало у представителей сильного пола шок. Но после объяснения, что современному мужчине необходимо следить не только за прической, а за всем обликом, их взгляд меняется". Кстати, по нашим данным, в Барнауле скоро откроется специализированный салон красоты для мужчин.

Непременная "изюминка"

Хотя владельцы салонов предпочитают не употреблять выражения "борьба за клиента", заменив его на "наработку клиентской базы", конкуренция заставляет их придумывать в своей работе "изюминки", которые могут привлечь в салон других посетителей. В салоне "Софи№, например, посетителям предлагают программу "Кедровый ларец" по релаксации уставшего городского жителя. Светлана Ширинских, автор программы, отмечает, что она пользуется большим спросом, причем посетители - в основном новые клиенты, а не уже наработанные.

Хорошей традицией стала работа салона на косметике какой-то одной эксклюзивной марки. Недавно открывшийся в нашем городе салон "Мила-стиль" использует в работе две линии косметики, которых до этого еще не было. Поиск "изюминки" заставляет владельцев салонов следить за всеми новинками, поэтому сегодня в Барнауле можно получить практически те же самые услуги, что и в столичных салонах красоты.

Если говорить о конкуренции, то нельзя не затронуть вопрос оказания частных услуг. Практика на дому приносит мастерам существенный доход, а для салонов оборачивается только потерей клиентов. Частные мастера, имеющие квалификацию для работы в обычном салоне, отказываются от него из-за неприемлемых условий оплаты. В салоне мастер работает, как правило, за процент от выручки. Чаще всего эта цифра колеблется в пределах 30-35%.

Что дальше?

Не смотря на кажущуюся заполненность рынка, салонному бизнесу еще есть куда развиваться. Например, создавать сети. Такая форма развития уже давно практикуется в крупных городах. У нас же пока этот вид деятельности находится в зачаточном состоянии. В Барнауле открыта практически только одна сеть салонов красоты Ирины Скляр.

Может изменить ситуацию и принятие более четкого позиционирования работы салонов красоты, когда клиент сможет выбрать салон не только по мастеру, но и по статусу, даже несмотря на стоимость услуг. Ведь стремление удержать любого клиента из-за жесткой конкуренции часто приводит к тому, что салон красоты через какое-то время перестает соответствовать заявленному уровню и доходит до статуса обычной парикмахерской.

Остается открытым и вопрос образования персонала. Салонный бизнес во многом строится на знании психологии людей, их потребностей. А умением "продавать" услуги не только мастера, но и салона в целом, пока обладают немногие менеджеры. Отмечая то, что клиент сейчас стал более требовательным к их услугам, барнаульские владельцы салонов красоты вместе с тем не всегда могут ответить, что требует клиент или не в состоянии нарисовать его среднестатистический портрет.

Наталья ПЬЯНЗИНА.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость