На поприще завоевания наших рынков китайцы продолжают делать успехи: ввоз товаров на Алтай из Поднебесной вырос за прошлый год аж на 50% (данные администрации края). Китайцы, как и раньше, везли к нам оборудование, товары народного потребления, а еще – стройматериалы, продукты питания и даже упаковочные мешки.
Однако если вы скажете: "Они добиваются этого за счет дешевизны рабочей силы", то я вам отвечу: разве в России нет целой отрасли, в которой наши трудящиеся зарабатывают едва ли больше китайских, – сельское хозяйство, к примеру? И много ли стран мы завоевали своими, скажем, сырами или медом?
Есть еще одна версия китайского успеха – на первый взгляд слишком простая, но все же правдоподобная. Китайцы умеют считать (все, везде и всегда) и любят учиться.
Компания Chint (производитель электрооборудования), например, в 90-х годах приступила к реконструкции своих автоматических линий, спроектированных и построенных в США. Каждый автоматизированный процесс расчленили на этапы, проанализировали. Если находили, что какую-то операцию выгоднее и лучше выполнять вручную, изымали ее из автоматической линии. И так шаг за шагом. Наладив систему обучения персонала и контроля качества, получили низкую себестоимость и высокое качество.
Другая компания – Haier – не могла проникнуть на американский рынок холодильников. Но нашла-таки слабое место американцев: те не делали холодильники для студенческих общежитий. Послали группу конструкторов изучить, как живут студенты. И разработали модель со складной крышкой, которая могла, когда ее открывали, превратиться в компьютерный столик. Холодильничек пошел на ура у студентов, живущих в тесных общагах.
"Учитесь контролю затрат у японцев, безумию – у корейцев, скрупулезному соблюдению технологий у немцев и рыночным маневрам у американцев", – говорит гендиректор автомобильной корпорации Chery. 10 лет назад Chery стала основным игроком на китайском рынке, а в 2008 году вышла на мировой.
Что обидно: мы уж точно не глупее и не менее изобретательны. Когда научимся считать и полюбим учиться?
Самое важное - в нашем Telegram-канале