В Бийске на этой неделе началась регистрация кредиторов-регрессников, когда-то работавших на комбинате "Полиэкс". Этим занимается общественная организация "Ветераны-пенсионеры ВПК Бийска" во главе с Николаем Знагованом, пожалуй, единственная сегодня структура, готовая открыто говорить о глубоких проблемах промышленного комплекса. Причем химиками движет не столько стремление выбить из бывших владельцев завода многомиллионные долги, сколько вопрос безопасности города и его жителей.
"Полиэкс" – это комбинат-динозавр, который не пережил тяжелейшего перехода от советского прошлого к рыночным отношениям. Стоило ему ослабнуть без оборонных заказов и пристального внимания государства, как различные мелкие хищники в виде ООО и ЗАО набросились на предприятие и растерзали его на мелкие, вполне ликвидные кусочки. В итоге сегодня от "Полиэкса" почти ничего не осталось – даже производственного скелета, который буквально стерт с лица земли.
"Технологические здания на заводе на 90% разобраны, – рассказал 2 сентября на общественных слушаниях по проблемам „Полиэкса“ бывший технолог-пороховик химкомбината Николай Абрамов. – В настоящее время растаскиваются остатки кирпичной кладки, железобетонные конструкции. Использовать их при строительстве категорически нельзя. Напомню, что в советские годы люди в этих зданиях работали смену по шесть часов, затем получали первый список и уходили на пенсию на 10 лет раньше".
На месте комбината сегодня лишь огромная заброшенная территория. Мертвая зона, никем не охраняемая, но напичканная различными опасными химикатами – коллоксилином, нитроглицерином, динитротолуолом и т. д. Благодаря опять-таки общественникам, которые дошли до президента, идет постепенная очистка наземной части комбината. Но проводится она очень медленно. Этим летом с территории "Полиэкса" удалось вывезти четыре вагона пороха и сопутствующих взрывчатых веществ. Два года назад отсюда от греха подальше увезли радиоактивные источники и цианистый натрий. Но проблема все еще осталась, и сидит она гораздо глубже – под землей.
Дело в том, что подземная часть "Полиэкса" пронизана спецканализацией. И в ней, по словам ветеранов ВПК, должны находиться тысячи тонн пороховой массы, нитроглицерина и пр. "Температура вспышки коллоксилина в пороховой массе – 170 градусов, нитроглицерина – 200 градусов, – рассказывает Николай Абрамов. – Для сравнения: трава воспламеняется при температуре 300 градусов, битум – при 190 градусах. Коллоксилин сам по себе не опасен. С влажностью около 20% он не горит. Но если пороховая масса коллоксилина находится на поверхности, на солнце, то температура вспышки еще меньше – 120–140 градусов. А температура горения – более 3 тысяч градусов. Нитроглицерин тоже не горит, но достаточно одного грамма этого вещества для большой беды. Причем нитроглицерин детонирует со скоростью 7 км в секунду".
Ветераны ВПК уже давно говорят о том, что спецканализация – это страшная и непредсказуемая сила. А ведь рядом с территорией "Полиэкса" находятся и ТЭЦ, и олеумный завод. В случае малейшего ЧП последствия для соседей, а значит, и для города могут быть необратимыми.
Говорит Геннадий Хомяков,
бывший главный энергетик "Полиэкса", лауреат Госпремии СССР:
Эти канализации находятся в целости и сохранности. Например, рядом с последним 16 котлом "Бийскэнерго" проходят две трубы-пятисотки (диаметр – 500 мм). В них скопился коллоксилин в огромном количестве. Даже если трубы наполовину забиты, то это порядка 50 тонн взрывчатого вещества. Еще одна труба проходит рядом с олеумным заводом. Представьте, если рванет – будет катастрофа.
Общественники призывают чиновников как городского, так и краевого уровней в срочном порядке создать специальную комиссию для изучения подземной территории "Полиэкса". В конце августа они написали об этом в письме вице-губернатору Борису Ларину, в котором предложили опираться на их знания и опыт.
– На наше письмо из администрации края пока ответа нет, – говорит Николай Знагован. – На общественных слушаниях от краевой власти присутствовали Виталий Дешевых (советник губернатора) и Владимир Локтюшев (заместитель начальника управления по промышленности и энергетике). Устно они пообещали – все будет нормально: комиссию надо создавать, а территориальная план-схема подземных коммуникаций "Полиэкса" якобы сохранена. Но мы в этом не уверены и считаем, что ветераны-химики должны обязательно войти в комиссию. На эту и другие темы нам хотелось бы встретиться с кем-либо из вице-губернаторов – Борисом Лариным или Виталием Ряполовым. Мы многое могли бы им рассказать.
Приватизация, конверсия, смерть
ОАО "Полиэкс" появилось на свет в 1992 году на производственной базе Бийского химического комбината. В свою очередь сам комбинат был построен еще в 1953 году как одно из ключевых оборонных предприятий СССР в Сибири. Сначала здесь производили различную оборонную продукцию, о которой не принято было широко говорить, – ракетное топливо, зарядные устройства для ракетных войск, заряды для межконтинентальных ракет наземного базирования, оперативно-тактические комплексы для сухопутных войск, взрывчатые вещества. Но огромная территория комбината позволяла открывать и новые направления. В 1962 году был осуществлен запуск завода полимеров, в 1975 году освоено производство гигроскопической ваты и охотничьих патронов, в 1980 году – пожарных рукавов, в 1982 году на комбинате открылся цех минеральных удобрений.
На момент акционирования уставный капитал "Полиэкса" составил 399,4 млн. рублей. А сам комбинат выпускал чрезвычайно многоотраслевую продукцию. К примеру, здесь производили медицинские изделия и целлюлозу, строительные материалы и даже 250 наименований товаров народного потребления.
В 2002 году в отношении "Полиэкса" была введена первая процедура банкротства. На тот момент комбинат включал в себя 400 производственных зданий общей площадью 560 тыс. кв. метров. На "Полиэксе" трудились около 2 000 человек. Основным производственным направлением являлись хлопковое волокно и целлюлоза. Банкротства удалось миновать. В сентябре 2002 года между должником и всеми его кредиторами было заключено мировое соглашение. "Полиэкс" в общей сложности задолжал 453,8 млн. рублей. При этом перед кредиторами I и II очереди необходимо было рассчитаться до 1 января 2006 года.
Однако предполагаемого оздоровления предприятия не произошло. В мае 2004 года в отношении "Полиэкса" была открыта вторая процедура несостоятельности. И в марте 2006 года он был признан банкротом. Кредиторская задолженность "Полиэкса" на тот момент составила уже 1,316 млрд. рублей. Однако рассчитаться с многочисленными должниками бийскому предприятию так и не удалось. При этом конкурсное производство сопровождается многочисленными скандалами, вызванными сменой управляющего, исчезновением ряда ключевых объектов из конкурсной массы, противоречивыми данными об оценке имущества должника и пр.
Странный вывод активов
В новейшей истории "Полиэкса" есть множество белых пятен и мелькающих странных личностей. Одна история связана с тем, что большой кусок имущества был переведен в качестве учредительного капитала в "Бийское погрузочно-транспортное управление" (БиПТУ). Руку к этому приложил известный по администрации Михаила Евдокимова персонаж – Андрей Чернявский.
Он появился на горизонте "Полиэкса" в начале 2000-х годов вместе с неким холдингом "Внешнеэкономическое содружество". Найти какую-либо информацию об этом холдинге в Интернете сегодня достаточно сложно. Есть данные только о небольшом ООО с аналогичным названием и уставным капиталом 10 тыс. рублей. Его создали четыре физлица – Олег Рыбалкин, Борис Кержнер, Надежда Гончарова, Улугбек Эштаев. Позднее два учредителя – Рыбалкин и Кержнер – вошли в состав совета директоров комбината.
В июне 2000 года "Внешнеэкономическое содружество" через подконтрольные компании выкупило у "Алтай-кокса" пакет акций "Полиэкса". В марте на предприятии был образован новый совет директоров, а в июле 2001 года он отстранил от работы бывшего генерального директора Анатолия Карпова и назначил на его место г-на Чернявского.
В интервью газете "Ваше дело" в декабре 2001 года Чернявский скажет, что для погашения долгов и запуска комбината необходимо вывести из активов завода в различные ООО 25% имущественного комплекса. Выводом активов он фактически и занялся, создавая в январе 2002 года БиПТУ. Вопреки протесту со стороны городского комитета по имуществу учреждается новая компания с уставным капиталом 61,8 млн. рублей (100% акций). "Полиэкс" внес в качестве капитала следующее имущество: железнодорожный цех, автотранспортный цех, заводоуправление и детский сад № 70. Буквально через несколько дней на "Полиэксе" была введена процедура наблюдения.
Чернявский в 2004 году уступил пост генерального директора Игорю Куракину, а сам перешел на работу в краевую администрацию. При Евдокимове занимал посты заместителя начальника Главного управления экономики и инвестиций, а затем директора краевого Фонда поддержки предпринимательства.
Справка
Что может рвануть?
Коллоксилин – один из видов промышленных нитратов целлюлозы, применяемый в производстве взрывчатых веществ.
Нитроглицерин – азотсодержащее вещество, известное благодаря своим взрывчатым свойствам.
Динитротолуол – вязкое химическое соединение, применяемое при производстве взрывчатки.
90 млн. рублей остались должны владельцы "Полиэкса" бывшим работникам завода в качестве зар платы и компенсаций за инвалидность.
Самое важное - в нашем Telegram-канале