Измерять и анализировать потребительский рынок Барнаула можно в различных категориях и единицах. Можно, к примеру, в предприятиях розничной торговли, которых в городе на 1 октября насчитывалось аж 1387. Можно в квадратных метрах торговых площадей, благо в Барнауле сейчас открыто 58 крупных торговых центров с общей площадью более 100 тыс. квадратов, а другие гипер- и супермаркеты уже готовы разрезать ленточку. А можно воспользоваться статистикой по жалобам (835), выявленным нарушениям (467 фактов) и выписанным штрафам (более 110 тыс. рублей) с начала года.
Михаил Михайлович и Юрий Михайлович как люди весьма образованные и предельно деловые, конечно же, располагали всеми этими и многими другими цифрами по потребительскому рынку. Но их идеологический диспут был более фундаментальным, поскольку базировался на том, как эффективнее всего использовать муниципальную землю и барнаульские рабочие руки для увеличения показателей. Проще говоря, стоит ли пускать в краевой центр других ритейловых инвесторов, которые уже стучатся в дверь, или для начала оценить в перспективе собственные возможности по производству и потреблению продуктов (товаров и услуг).
Вообще-то, на заседании коллегии Михаил Шипицин сообщил сенсационную новость. По его словам, в мэрию на днях обратились представители одной из крупнейших в мире ритейловых сетей Metro с предложением возвести в Барнауле свой гипермаркет. На строительство они готовы потратить немного немало, а целых $ 30 млн. Но для осуществления своих планов Metro необходим земельный участок под застройку площадью 7,5 га. «Барнаул может стать вторым региональным городом после Ярославля, куда готова прийти такая глобальная сеть, как Metro. Я лично думаю, у нас еще есть несколько свободных участков в Индустриальном и Ленинском районах», - намекнул на решение вопроса Михаил Михайлович.
При этих словах Юрий Николаев демонстративно порвал несколько листов бумаги, которые он держал в руках (подозреваю, что это была подготовленная им аналитическая записка мэру Владимиру Колганову) и сказал вполголоса фразу, которую в тишине зала ну никак нельзя было не услышать. Привести ее дословно у меня не хватит смелости, но общий смысл был такой, что да, конечно, Metro - это здорово, но вы еще всех присутствующих в зале в долю возьмите. В ту же самую секунду на лицах других чиновников растянулись несколько напряженные улыбки.
Гнев господина Николаева понять можно. За десять минут до выступления Шипицина советник рассказывал о том, что у него есть масса размышлений и предложений по рассматриваемому вопросу, которые он подробно изложил в той самой записке. Чтобы хорошенько подготовиться, Юрий Михайлович проанализировал, как устроены потребительские рынки в других городах России и мира, и пришел к выводу, что «концепция» дословно - это всего лишь «система взглядов», но Барнаулу нужен свой закон, регламентирующий торговлю и определяющий пути ее развития. В качестве примера советник приводил опыт Лондона (где якобы имеется всего лишь одна программа по торговле - программа продовольственной безопасности) и Нью-Йорка (где принято целых 50 таких программ).
Но главным образом Юрий Михайлович в своем выступлении напирал, как мне показалось, на защиту интересов барнаульских и алтайских производителей, которые дают налоговые платежи, создают рабочие места и пр. В ходе заседания он категорически не соглашался с теми представителями районных комитетов по торговле, которые утверждали, что доля алтайской продукции составляет сейчас в рознице 67%. «Да меньше, гораздо меньше! Вы зайдите в тот же гипермаркет и посмотрите на колбасу. Там наших производителей - один-два, а остальные - Новосибирск и Кузбасс», - говорил он в качестве примера. И можно было понять его боль, поскольку если в Барнаул действительно пожалует Metro, то сама мысль о том, что ей можно будет диктовать, чью колбасу выкладывать на полки, а чью нет, выглядит смешно и абсурдно.
Но вот если вы спросите у меня: «Ты за Metro или за «РИКИ»?», то я как рядовой потребитель, пожалуй, выберу Metro. Хотя уверен, что десятки тысяч барнаульцев скажут, что им нужны колбасные изделия предпринимателя Игоря Козлова (например, та же социальная колбаса по 58-60 рублей за 1 кг). И это хорошо, когда у каждого есть возможность выбора. Но вот в чем я абсолютно согласен с Юрием Николаевым, так это в назревшей необходимости выстраивать прогнозные планы развития барнаульского потребительского рынка. Каким рынок станет через пять лет? Какие факторы на это повлияют? Какую продукцию смогут предложить местные производители? Какую долю рынка они будут занимать? Не разорятся ли они с приходом других сетей и открытием в городе еще двух-трех гипермаркетов?
Ответы на эти и многие другие вопросы нужно знать уже сегодня. В противном случае мы еще долго не поймем, какую долю местного потребления занимает алтайская продукция и почему в новых торговых центрах так много пустующих площадей.
Максим ГЕРАСИМЮК.
Самое важное - в нашем Telegram-канале