Экономика

Торговые сети готовятся к февральскому удорожанию товаров

Цены на продукты питания продолжат свой бодрый рост в Алтайском крае и в феврале. Торговые сети уже получают уведомления об этом от поставщиков. Производители предсказуемо ссылаются на увеличение стоимости сырья, рост социальных отчислений и тарифов. В это время руководство страны активно призывает к сдерживанию не на шутку разошедшейся инфляции, а общественное недовольство обрушивается на конечное звено цепи поставок — торговые сети. Однако при всем желании удержать цены они не смогут.

За первый месяц 2011 года цены на продукты питания в Алтайском крае, по данным статистики, выросли на 2,4% по отношению к декабрю прошлого года. Это сопоставимо с общероссийским показателем. В крае наиболее высокий рост (более 30%) отмечался на картофель и капусту белокочанную. Чуть-чуть "отстала" морковь (16,4%). По прогнозам Минэкономразвития, цены по России в феврале могут вырасти еще на 1,3%.

Алтайские сети уже получили уведомления от поставщиков об увеличении цен на свою продукцию. "Сейчас я могу сказать, что рост будет однозначно продолжаться. — рассказывает Владимир Шпенглер, генеральный директор торговой сети "Раздолье", председатель "Алтайской краевой торговой ассоциации". — В нашей торговой сети есть ценовой комитет, как и в других сетях, который принимает предложения поставщиков по увеличению цен. Но сегодня даже местные производители, с которыми можно вести переговоры, настаивают на своих условиях, говоря, что работают в убыток".

В феврале планируют поднять цены "Юнимилк", Coca-Cola, "Персона", Dirol Сadbury, Nestle, кондитерский концерн "Черногорский", кондитерская фабрика "Волшебница", "Гудвилл" и др. Причины, которыми объясняют такое решение поставщики, разнятся. Так, кондитеры говорят о высокой динамике цен на какао-порошок — 40%, молочную продукцию — 20–25%, сахар — 25–30%. Nestle ссылается на то, что кофе в 2010 году на мировом рынке подорожал на 40%. Некоторые компании, не вдаваясь в подробности, просят поддержать их предложение в связи с "конъюнктурным увеличением цен на рынке". В целом рост цен на различные товарные категории по требованию производителей должен составить от 5 до 22%.

Владимир Шпенглер подчеркнул, что 9 февраля на заседании рабочей группы по реализации "единороссовского" проекта "Народный контроль" участники мероприятия в очередной раз возложили ответственность за рост цен на торговлю. Напомним, что прошлой осенью они провели пикет возле одного из барнаульских магазинов под лозунгом: "Если у вас цены на продукты еще зашкаливают за допустимые нормы, тогда мы идем к вам".

"Если и говорить про ту же гречку, которая по-прежнему остается в центре внимания "Народного контроля", в сентябре наша сеть получала ее от поставщика по 16 рублей за 1 кг, и мы делали наценку 20%. Сейчас мы получаем крупу от компании "Продснаб" по 74 рубля за 1 кг и делаем наценку 10%, то есть на полке она стоит 82 рубля. Мы можем продавать ее дороже, но сети понимают ситуацию и сдерживают цены за счет своих ресурсов", — комментирует г-н Шпенглер.

Он также отметил, что члены "Алтайской краевой торговой ассоциации" подписали соглашение с краевым управлением по предпринимательству и развитию рыночной инфраструктуры, где говорится, что сети будут сдерживать наценку на продукцию, а на основные виды продуктов даже ее снизят. На практике это означает, что розничная наценка, например, на хлеб равна не 8%, а 7%. "Розница не может повлиять на рост цен, потому что их повышают производители, а они, в свою очередь, обосновывают накладные расходы ростом тарифов, стоимости сырья, упаковки. При этом мы не заинтересованы в повышении цен, поскольку не хотим терять покупателей. И дело даже не в соглашении! Рынок заставляет нас смотреть на конкурентов и снижать цены следом за ними, иначе покупатели уйдут, ведь в Барнауле идет жесткая конкуренция, — объясняет Владимир Шпенглер. — Если посмотрим на сельские магазины, у которых практически нет конкурентов, то там наценка может составлять 30–40% на некоторые позиции".

Тем временем Дмитрий Медведев 9 февраля призвал правительство РФ плотнее заняться сдерживанием инфляции, отметив, что от этого будет зависеть "успех работы самого правительства". Президент, пишет газета "Ведомости", подчеркнул, что "надо очень внимательно относиться к колебаниям на внутреннем рынке продовольствия — как в оптовом звене, так и в розничном секторе".

Прямая речь

Юрий Никитин,
генеральный директор ТД "Аникс":

В январе инфляция по торговой сети "Аникс" на основную продуктовую корзину составила 1,8%. Если по краю она составляла 2,4%, то это значит, что розничная сеть "Аникс", как и любая другая, работает на снижение цен. Поставщики постоянно обращаются к нам с письмами о повышении цен. Это было и в декабре, и в январе, но мы пытаемся решать такие ситуации. Кроме нас, некому сдерживать цены, поэтому мы делаем это как можем.

Все шишки всегда валятся на розницу, покупатель приходит не на хлебокомбинат, а именно к нам. Мы сдерживаем цены не за счет внутренних ресурсов, а за счет того, что не позволяем поставщикам необоснованно поднимать свои цены. К примеру, мы можем ссылаться на условия договоров. Кто-то разрывает отношения, и нам приходится искать других поставщиков. В рамках соглашения, подписанного алтайскими сетями и управлением по предпринимательству, мы также поддерживаем невысокую наценку на одну-две позиции товаров определенных категорий. Весь шквал обвинений всегда обрушивается на магазины. Но нам неинтересно иметь расстроенных покупателей, ведь это очевидно.

Справка

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в январе 2011 года цены на продовольствие на мировом рынке достигли исторического максимума. Индекс, который рассчитывается на основании стоимости корзины основных продуктов — зерна, риса, мяса, сахара, — вырос на 3,4% по сравнению с декабрем 2010 декабря. Это самый высокий уровень с тех пор, как ФАО начала измерять индекс в 1990 году. При этом цены растут седьмой месяц подряд. Единственный показатель, который не претерпел значительных изменений, —  цены на мясо. Цены на зерновые выросли на 3%, что является максимальным показателем с июля 2008 года. Мировые цены на молоко и молочные продукты повысились на 6,2%, на сахар — на 5,4%. По прогнозам ФАО, цены на сахар в 2011 году вырастут на треть, на пшеницу — на 41%, на кукурузу — на 47%.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость