Экономика

Цена власти. Мнения экспертов

Насколько уместно вмешательство государства в баланс спроса и предложения? Могут ли муниципальные власти регулировать рыночные цены? Об этом мы решили побеседовать с нашими экспертами.

Свободная рука рынка - это теория

Марина БУТАКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции АГУ, заместитель декана экономического факультета АГУ.

- Какой взгляд имеет наука на государственное регулирование цен?

- Сегодня уже вряд ли кто-то придерживается теории Адама Смита о свободной руке рынка, которая все расставит по своим местам и сможет решить все проблемы, в том числе и в области ценообразования. Дело в том, что свободная рука рынка может действовать только в условиях такого же свободного рынка, которого на сегодняшний день у нас нет. Для его функционирования необходима совершенная конкуренция, когда множество покупателей и продавцов, а сам рынок имеет полную прозрачность. Но такая рыночная модель является только моделью. На самом деле рынок достаточно разнообразен. На нем присутствуют и монополии с тем или иным влиянием, и олигополии, когда несколько крупных фирм делят рынок. Отсюда и невозможность стихийного решения возникающих проблем, и потребность воздействия на рынок для их решения. Сам по себе рынок очень часто не может решить проблему инфляции или диспропорции цен. Частично ее может решить государство.

- Создается впечатление, что ценовое регулирование обусловлено в первую очередь решением социальных проблем. То есть государство пытается решить их не с помощью повышения пенсий и зарплат, а управлением цен.

- Государство в области ценообразования решает как раз не эту задачу. Такое впечатление возникает потому, что воздействие государства на цены в самом первом приближении разграничено двумя уровнями. Это федеральный уровень, воздействующий на то, что обеспечивает экономическую безопасность страны - электричество, продукция топливно-ядерного цикла, нефтепродукты и т.д. И второй уровень - субъекты Федерации. Они регулируют то, что обеспечивает экономическую безопасность территории. И это логично, что на уровне территорий, прежде всего, заботятся о жизни общества. Например, цены на топливо печное и керосин, ритуальные услуги, услуги общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, лекарственное сырье и изделия медицинского назначения.

- Значит, любое регулирование цен может быть оправдано решением социальных задач?

- Я согласна с мнением тех авторов, которые говорят, что государство должно решать не социальные задачи, а повышать эффективность экономики. Выделение отдельных товарных позиций и регулирование цен на них, как это иногда происходит у нас, вряд ли можно объяснить с научной точки зрения. Мне кажется, иногда это делается довольно субъективно.

Государство самоустранилось от своих обязанностей

Людмила ЛЫСЕНКО, начальник отдела ценообразования администрации Барнаула:

- Если сравнить сегодняшнюю роль нашего государства в ценообразовании с мировой практикой, то картина получается не особо радостная. В России от регулирования 99,5% цен мы перешли сразу на 15%, несмотря на то, что в той же Японии или Германии регулируется более 20% цен. То есть существует целый сектор регулируемой экономики. Наше государство оставило за собой минимум регулируемых услуг, посчитав, что рынок все остальное сам отрегулирует. В экономической теории есть шесть основных признаков рынка, но пока ни один из них в нашей стране не выстроен полностью. А свободное ценообразование, основанное на спросе и предложении, увы, без этих признаков превращается в базар. Государство пока просто самоустранилось от выполнения своих обязанностей.

Что касается моего личного отношения к влиянию государственных структур на цены, то я являюсь сторонницей знаменитого экономиста Фридмана, говорившего, что директивный метод за основу принят быть не может, равно как и метод добровольного сотрудничества. Чисто рыночная экономика и чисто директивная существуют только в головах политиков. На деле такого нигде нет. Когда-нибудь государство это поймет и перестанет сталкивать свое население с такой свободой, которая превратилась сегодня в препятствие для улучшения уровня жизни.

- Какова стратегия государственного регулирования цен в Барнауле?

- Алтайский край - единственный субъект Федерации, имеющий свой закон о ценовой политике. В Барнауле же действует постановление, сделанное на основе этого закона. Федеральный закон об основах местного самоуправления дает нам возможность влиять на цены муниципальных предприятий, в том числе в жилищно-коммунальном хозяйстве. Прямое регулирование мы применяем и к таким товарным позициям, как твердое топливо, ритуальные услуги и пр. Но кроме директивного метода, мы используем и принцип добровольного сотрудничества, т.е. заключаем с руководителями предприятий ценовые соглашения. По большой группе товаров осуществляется косвенное регулирование. У нас есть такое понятие, как предоставление льгот по местным налогам. И хотя мы пользуемся ими не так активно, как ранее, но такие льготы предоставляются производителям медицинских препаратов, организациям, оказывающим услуги в сфере образования и здравоохранения.

- Согласны ли вы с тем, что в секторы рынка, где цены регулируются, доступ предпринимателям ограничен?

- Нет. У меня было много предпринимателей с похожими жалобами, и я пыталась им объяснить законы экономики. Но они, к сожалению, не понимали. Первое - высокая цена не создает высокую прибыль. Высокую прибыль делает оборот. И второе - должна быть сбалансированность спроса и предложения. Предложение определяется объемами предприятия, а спрос - платежеспособностью населения.

Вопрос о повышении цен иногда решает только чиновник

Михаил ДАВЫДОВ, управляющий юридическо-финансового агентства "ЮколаКонсалтинг".

- Какова сегодняшняя нормативная база, позволяющая государству регулировать ценообразование?

- На федеральном уровне - указ президента "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", а в его исполнение и постановление правительства РФ с аналогичным названием. Они устанавливают перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на внутреннем рынке. При этом строго разграничена компетенция по этим вопросам между правительством, федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В соответствии с этими документами был принят Закон Алтайского края "Об основах ценообразования". Кроме того, администрация Алтайского края в мае 1999 года приняла постановление "О временных мерах дополнительного регулирования цен на территории Алтайского края". Согласно данному постановлению дополнительное регулирование цен распространяется на пять предприятий - "Роснефть-Алтайнефтепродукт", "Барнаулнефтепродукт", птицефабрику "Молодежная", "Алейскзернопродукт" и Барнаульский маслобойный завод. Данным постановлением было определено, что за 10 дней до предполагаемого повышения цен предприятия должны представить декларацию о повышении цен, документы, подтверждающие причины повышения цен, и информацию об экономических показателях деятельности предприятия. Могут быть при необходимости запрошены и другие материалы по обоснованию повышения цен. В течение 10 дней после представления последнего документа принимается решение о регистрации предложенных цен или отказе в регистрации. Таким образом, данное постановление оставляет вопрос о разрешении повышения цен на усмотрение государственного чиновника. Данная "временная мера" действует до настоящего времени.

- Соответствует ли это постановление российскому законодательству?

- Для ответа на данный вопрос необходимо обратиться к вышеуказанным указу и постановлению. Администрация края регулирует своим постановлением цены на нефтепродукты (бензин, мазут и т. д.). Однако нефтепродукты не входят в перечень продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, цены на которые могут регулироваться органами исполнительной власти субъектов РФ. Регулирование цен на нефтепродукты согласно постановлению правительства осуществляется только правительством и федеральными органами исполнительной власти. Следовательно, постановление администрации Алтайского края в этой части незаконно и противоречит общероссийскому законодательству.

Кроме того, на основании данного постановления администрация края осуществляет государственное регулирование цен на яйцо куриное, муку всех сортов и масло подсолнечное. Вышеуказанное федеральное законодательство вообще не содержит в перечне таких товаров, поэтому государственное регулирование цен на эти товары полностью противоречит федеральному законодательству. Данное постановление противоречит даже Закону Алтайского края "Об основах ценообразования в крае", который также не предусматривает такую возможность.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость