"Какие катаклизмы произошли в природе, что цены так упали? Когда мы начинали уборку, пшеница стоила 7,5 тыс. рублей за тонну, заканчиваем с четырьмя тысячами", — фермер Владимир Жданов из Шипуновского района задает этот вопрос скорее риторически. Он и пять других руководителей хозяйств, с которым встретился корреспондент газеты "Ваше дело" в районе, полагают: столь резкое падение цен ничем не обосновано.
Валерий Кириловский,
исполнительный директор хозяйства "Комариха":
Переработчики говорят, что у них электроэнергия и топливо начали дорожать. А разве крестьяне не используют эти ресурсы?
Прогноз высокого валового сбора зерновых в стране, вызвавший "медвежьи" настроения на рынке, собеседники считают недостоверным. "Зерно осыпается, потери идут громаднейшие, убирать в редкие благоприятные дни мы не успеваем, урожай будет ниже заявленного", — продолжает Кириловский.
Тем не менее хозяйства вынуждены сдавать зерно по сложившимся ценам.
Петр Денисов,
руководитель СПК "Восход":
На нас давят платежи, и мы сбрасываем пшеницу. Хоть упираемся, но сбрасываем. Потому что надо платить зарплату, гасить кредиты, покупать солярку, чтобы завершить уборку.
При этом приобретают у крестьян главным образом только пшеницу, тогда как овес и ячмень не востребованы даже по низким ценам. В итоге там, где выращивают эти культуры, хранилища забиты под крышу.
Руководители опасаются: при таком падении доходов они вновь, как в 1990-е годы, будут вынуждены переходить на расчеты с работниками в натуральной форме — зерноотходами и т. п. "Если ситуация не изменится, возможны и снижение зарплат, и проблемы с гашением кредитов, и крах даже сильных хозяйств", — в этом были единодушны аграрии.
Тем временем краевое УФАС начало разбирательство в отношении ряда предприятий объединения "Грана". В антимонопольном ведомстве полагают, что Третьяковский, Коротоякский и Табунский элеваторы, а также "Краснощековское хлебоприемное предприятие" установили и поддерживают монопольно низкие закупочные цены на зерно пшеницы III класса. Рассмотрение дела в УФАС назначено на 18 октября.
Впрочем, Сергей Маслов, председатель совета директоров компании "Грана-Алтай", констатирует: закупать сырье у крестьян по прошлогодним ценам не в состоянии ни одно зерноперерабатывающее предприятие, потому что упали оптовые цены на муку и крупу. "Мы сегодня не можем продать муку уже по 10 рублей за килограмм, ячневую крупу — по восемь рублей", — говорит Маслов. Причиной этого является, в частности, существенно больший, чем в прошлом году, урожай.
Еще одним фактором давления на цены на Алтае стало появление крупных конкурентов в соседних регионах, имеющих лучший доступ к транспортной инфраструктуре. Среди них, например, перерабатывающий комплекс предпринимателя Майера из Омской области, расположенный рядом с Транссибирской магистралью.
Сергей Маслов,
председатель совета директоров компании "Грана-Алтай":
Майер продает ячневую крупу по восемь рублей. Значит, мы, чтобы выйти на Транссиб, должны продавать ее по 7,20–7,30, а покупать зерно по четыре рубля. Его производство работает круглосуточно, он торгует по демпинговым ценам, чтобы вытеснить с рынка алтайских переработчиков.
Так или иначе, в Минсельхозе надеются, что стабилизировать цены на рынке удастся с помощью закупок в государственный интервенционный фонд. На прошедшей 24–26 сентября международной конференции "Мельница-2013" замминстра Илья Шестаков сообщил: закупки начнутся 8 октября — раньше, чем в прошлые годы (23 октября в 2012 году, 29 ноября — в 2011-м). По данным РИА "Новости", до конца года планируется закупить 2–3 млн. тонн зерна, общий же объем закупок в интервенционный фонд составит 5–6 млн. тонн.
Самое важное - в нашем Telegram-канале