Экономика

В Алтайском крае выбрали лучших молодых предпринимателей. Проекты победителей

Весной в американском журнале Time опубликовали статью о молодежи, рожденной между 1980 и 2000 годами, под названием "Миллениалы: поколение ЯЯЯ". Автор Джоэл Штейн разделял их на "предприимчивых оптимистов" и "инфантилов, готовых утопить мир в слезах за то, что тот не соответствует их ожиданиям". 11 октября в нашем регионе подвели итоги конкурса "Молодой предприниматель Алтая — 2013", все финалисты которого — миллениалы первой категории.

В возрасте от 23 до 28 лет они уже имеют свое дело, успех которого постарались доказать перед жюри. Что им точно удалось, так это продемонстрировать такие черты своего поколения, отмеченные Джоэлом, как оптимизм, решительность и нежелание ждать. "Ваше дело" выбрало пять наиболее интересных проектов-победителей.

"Маленький" кофе

Проект: сеть микрокофеен Kennedy's Coffee, I место в номинации "Успешный старт".

Стартовые инвестиции: около 700 тыс. рублей.

Срок окупаемости: четыре месяца.

Достижения: две микрокофейни в торговых центрах "Весна" и "Лидер".

Перспективы: открытие полноформатных кофеен в крае, дальнейшее развитие сети микрокофеен и создание франшизы в этом направлении.

За проект взялись выходцы из сферы IT Борис Родионов (был исполнительным директором в барнаульской студии интернет-решений Sibirix) и Андрей Устьянцев (руководил проектами новосибирского digital-агентства Wow). Молодые люди "пошли в оффлайн" с кофе навынос. В их торговых точках можно приобрести этот напиток в разных вариациях того же качества, что подают в городских кофейнях, но дешевле: стакан 300–400 мл стоит 70–90 рублей.

Старту в июне 2013 года предшествовало несколько месяцев умственной работы. Парни ездили по другим городам в поисках идей, посещали бизнес-форумы и регулярно встречались для мозгового штурма.

Борис Родионов,
один из основателей Kennedy's Coffee:

Рынок кофеен в Барнауле еще не заполнен, особенно если сравнивать с Москвой и Санкт-Петербургом. А кофе навынос вообще продают единицы. Конечно, на открытие полноформатной кофейни требуется гораздо больше инвестиций — около 10–15 млн. рублей, но она и прибыли может давать по 400–600 тыс. рублей в месяц. Микрокофейни окупаются быстрее. 

Kennedy's Coffee, по его словам, уже приносит прибыль. Цифру месячного оборота точки он не раскрывает.

Помимо поиска места для аренды самым сложным было разработать запоминающийся фирменный стиль. Остальное было знакомо предпринимателям по прошлым местам работы.

Андрей Устьянцев,
один из основателей Kennedy's Coffee:

При создании фирменного стиля мы хотели выделиться и максимально уйти от кружки кофе в круге, которая является логотипом 90% кофеен в России. У нас этого нет. Главный персонаж нашего стиля — ирландская красная лиса кеннеди. Она хитрая и активная, как человек, выпивший хорошего кофе поутру. Мы также хотели, чтобы наш продукт ассоциировался с западным. Так и вышло: никто не верит, что марка создана в Барнауле.

Свой совет дал член жюри Александр Босяк.

Александр Босяк,
директор управления стратегического развития "Тальменка-банка":

Проект очень понятный и детально проработанный. Советую им только как можно скорее развиться и укрепиться. Потому что сейчас, когда станет ясно, что такая ниша в Барнауле еще не полностью занята, могут появиться конкуренты.

Отражения в розницу

Проект: дизайн-мастерская декоративных зеркал Bonjour, I место в номинации "Женское предпринимательство".

Стартовые инвестиции: 50 тыс. рублей.

Срок окупаемости: шесть месяцев.

Достижения: сотрудничество с 10 торговыми точками в Барнауле, крупный заказ на декорирование стен в открывшемся торговом центре "Альфа" в Новоалтайске, организация доставки по России.

Перспективы: увеличение ассортимента продукции в нише предметов декора интерьера, разработка собственной коллекции и открытие своей точки продаж.

Авторы — тандем финансиста Анастасии Василенко и инженера Анны Коваль из Барнаула.

Анастасия Василенко,
одна из основательниц дизайн-мастерской декоративных зеркал Bonjour:

Так получилось, что недавно я завершила несколько проектов: уволилась с двух работ, сыграла свадьбу, получила второе высшее финансовое образование (первое — "Сервис и туризм"). Захотелось начать коммерческий проект. За идеей поехала в Санкт-Петербург, для меня это город огромного вдохновения.

Избранной идеей стало производство зеркал из оргстекла, проект запустили в марте 2013 года. О том, как построить на этом бизнес, девушке рассказали друзья из Северной столицы. Из оргстекла можно вырезать любую форму, к тому же оно намного легче зеркала. Все это дает широкие возможности в декорировании интерьера. Однако нужный Bonjour материал дороже обычного зеркала: 1 кв. метр стоит примерно 4 тыс. рублей в отличие от цены за 1 кв. метр классического зеркала — 0,8 –1 тыс. рублей.

Кроме Bonjour в крае пока никто не занимается декоративными зеркалами. Свежее предложение на рынке понравилось аудитории: в первый же месяц работы мастерская получила 25 заказов, только рассказав о себе в группе соцсети "ВКонтакте". 70% клиентов хотят оригинальное зеркало, хотя в каталоге девушек представлено 250 готовых вариантов дизайна. Привлекает людей и то, что в среднем один заказ изготавливается за неделю.

Совет дал член жюри Олег Шелудяков.

Олег Шелудяков,
совладелец компании "Полимерпласт":

Покупка лазерного станка для создания собственного производства на 300 тыс. рублей краевого гранта, который они недавно получили, — правильный шаг. Это позволит расширить предложение: они смогут резать не только стекло, но и пластик, и другие материалы. Если у тебя уже есть налаженные каналы сбыта, по ним можно пускать разный товар. Это я им и советую: расширять ассортимент в сфере декора помещений.

Бизнес с пропеллером

Проект: прозводство аэровинтов для гражданской авиации, I место в номинации "Производство".

Стартовые инвестиции: 500 тыс. рублей.

Срок окупаемости: шесть месяцев.

Достижения: постройка помещения под производство, создание цеха, регулярные заказы.

Перспективы: наращивание производства до 150 винтов в месяц и выше, выход на федеральный уровень.

Александр Пономарев из Горняка обладает всего одним средним специальным образованием: он окончил Барнаульский строительный колледж по специальности "Земельно-имущественные отношения". Этого ему хватило для успешной карьеры и бизнес-старта. Пономарев работал в строительной сфере в разных городах, до 2012 года строил в Воркуте газовую компрессорную станцию. А в начале этого года уволился и на накопленные деньги затеял производство аэровинтов.

Александр Пономарев,
основатель предприятия по производству аэровинтов:

Увлекся парапланеризмом и, изучив рынок, понял, что нынешнего предложения таких винтов не хватает. В России есть такие же производства, как мое нынешнее, — кустарного типа. Крупные производители — на Украине, в Италии и Испании. Думаю, это связано с тем, что такой вид "воздушного" спорта стал развиваться в России недавно.

Пропеллеры Пономарева подходят для парапланов, дельтапланов, аэролодок и т. п. — он создает нужные модели под разные аппараты в зависимости от двигателя. Пока он работает один в собственноручно построенном цехе на самодельном станке. Выпускает около 30 винтов в месяц. "Себестоимость одного винта может быть 1,5 тыс. рублей, а конечная цена — до 8 тыс. рублей, — замечает он. — В среднем я получаю около 5 тыс. рублей прибыли в день. Сейчас собираюсь купить оборудование, которое позволит увеличить производительность минимум в пять раз. Тогда уже найму пару человек в помощь".

Чтобы наладить производство, предприниматель полгода работал без прибыли.

Он открыл ИП еще в апреле, а винты стал выпускать в начале осени. Сейчас отправляет их в Новосибирск и Барнаул частным перекупщикам. Разбирают все.

Совет дал член жюри Олег Шелудяков.

Олег Шелудяков,
совладелец компании "Полимерпласт":

Один из самых перспективных проектов. Тут обязательно нужно выходить на федеральный уровень — на западные регионы, где больше денег и есть те, кто может позволить себе такой дорогой вид спорта. Это нишевой продукт, но он будет востребован на рынке. В Барнауле есть похожий пример: компания "Тонар", производящая ледобуры по 1 млн. штук в год. Хотя, казалось бы, кому нужно столько ледобуров, которые могут понадобиться раз в году?

Персональные веб-решения

Проект: веб-агентство Adelfo, I место в номинации "Инновационный бизнес".

Стартовые инвестиции: 350 тыс. рублей.

Срок окупаемости: четыре месяца.

Достижения: сервис недвижимости Domclick.ru, 3D-путеводитель по Барнаулу и другие интернет-проекты.

Перспективы: в ближайших планах — развиваться в нише интернет-торговли.

Студия работает три года. 20-летний Александр Губкин основал ее еще во время учебы, сегодня у него два диплома по специальностям "Экономика и управление на предприятии" и "Системы автоматизированного проектирования". По словам основателя, резидента Алтайского бизнес-инкубатора, инновационность его бизнеса — в индивидуальном подходе при разработке интернет-решений.

Александр Губкин,
основатель веб-агентства Adelfo:

Мы пошли по пути создания специализированных, а не пакетных продуктов. К нам обращаются компании, которые не могут найти стандартное решение своих задач. Стандартное решение — это, например, сайт-визитка за 20–30 тыс. рублей. А мы предлагаем, например, программное обеспечение для внутренней аналитики по продажам в компании "ДубльГис", разработанное специально для нее. Такой проект может стоить клиенту в полтора раза дороже пакетного, но это решение будет эффективнее на 20%. В плане аналитики все жестко привязано к бизнес-процессам компаний, поэтому мы и разрабатываем решения персонально для каждой.

В то же время, по словам Губкина, систему резервирования столов, которую заказывал у Adelfo ресторан "Богема", может заказать и любой другой ресторан.

Через месяц предприниматель планирует открыть интернет-магазин военной одежды из Европы. Целевая аудитория — клубы по пейнтболу, строительные и другие организации, где требуется спецодежда. Ориентироваться магазин будет на всю Россию. Также в плане интернет-магазин оборудования для легкой промышленности с партнером Губкина, живущим в Гуаньчжоу.

Свой совет дал член жюри Владимир Маврин.

Владимир Маврин,
гендиректор торговой сети "Подкова":

Как мне кажется, проект по аналитике "ДубльГис" очень легко масштабировать, и он был бы интересен среднему и крупному бизнесу. Количественная статистика по показателям, которые нужны каждой конкретной компании, — это, на мой взгляд, то направление, в которое компании стоило бы углубиться. А не распыляться сразу на множество проектов.

Бизнес как работа

Проект: отдел пряжи "Анна Мария", I место в номинации "Социально ответственный бизнес".

Стартовые инвестиции: около 140 тыс. рублей.

Срок окупаемости: шесть месяцев.

Достижения: 40 постоянных клиентов, трудоустройство пяти человек.

Перспективы: постройка собственного здания.

Председателя новичихинского районного общества инвалидов Сергея Тарахова с диагнозом ДЦП не назовешь бизнесменом. Но судя по его словам, он при этом очень хочет быть работодателем.

Сергей Тарахов,
основатель отдела пряжи "Анна Мария":

До того как занялся своим делом, я долго искал работу по специальности, но везде слышал деликатные отказы. По первому образованию я менеджер торгового предприятия, сейчас учусь заочно на менеджера государственного муниципального управления в Алтайском институте финансового управления. Обращался за помощью в трудоустройстве в администрации района, края — результата не было. В той же ситуации многие другие инвалиды. Тогда три года назад я и написал свой бизнес-план.

Мама Тарахова занимается вязанием, сестра помогает с поставками, также предприниматель сотрудничает еще с тремя вязальщицами. В дальнейшем он рассчитывать нанять еще как минимум трех сотрудников с ограниченными возможностями здоровья. Бизнес, как отметили члены жюри конкурса, при грамотной организации может быть прибыльным. "На пару носков уходит 100 г пряжи за 80 рублей. Готовое изделие стоит 200–250 рублей, — приводит пример Тарахов. — Себестоимость свитера — 500–600 рублей, итоговая — 1,2 тыс. рублей. Это ручная работа и индивидуальный заказ, поэтому считаю, что все равно выходит недорого — в магазинах дороже".

Сейчас молодому человеку выделили площадку под строительство своего одноэтажного помещения на 50 кв. метров. Но в получении кредита на постройку ему отказывают. "Нужно около 1 млн. рублей. Если я возьму на работу сразу трех работников с инвалидностью, то наш районный центр занятости должен предоставить мне 360 тыс. рублей — и через три года я бы вернул заемные средства. Я обращался в разные банки семь раз. Я уже привык, что у меня ничего легко не получается. Ничего страшного, буду продолжать искать возможности и думаю, что найду", — уверен Тарахов.

Совет дал член жюри Александр Босяк.

Александр Босяк,
директор управления стратегического развития "Тальменка-банка":

Вижу этого парня не на первом конкурсе. Раньше у него все было в проектах, сейчас уже нанимает людей. Выросло и качество его продукции — это уже не "домо­тканые бабушкины кофты", а современные изделия. Еще на конкурсе я ему сказал: в случае необходимости готов помочь ему с кредитными ресурсами.

Справка

"Молодой предприниматель Алтая — 2013" — региональный этап конкурса "Молодой предприниматель России — 2013", организованного федеральным агентством по делам молодежи при поддержке московского филиала Ernst & Young. Его учредитель в регионе — управление образования и молодежной политики края. В конкурсе могли принять участие российские граждане в возрасте от 14 до 30 лет на момент подачи заявки на участие. Призовые места в нашем регионе получили 25 предпринимателей, они примут участие в конкурсе на федеральном уровне в Москве 24-25 ноября.

Соорганизатором конкурса "Молодой предприниматель Алтая — 2013" выступила консалтинговая компания "Эль-Консул".

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость