Экономика

В Барнауле бум центров по уходу и присмотру за детьми

Еще несколько лет назад частные организации, предоставляющие услуги по присмотру за ребенком, существовали на полулегальном основании. Как федеральные, так и местные органы власти не были склонны поддерживать центры, работающие без образовательной лицензии. Однако с недавних пор частные учреждения, не имеющие такого документа, но готовые принимать у себя детей дошкольного возраста, власти стали активно поддерживать. Это наблюдается и в Алтайском крае. Особенно в Барнауле, где наиболее высока концентрация людей с уровнем достатка от среднего и выше.

Детский центр "Барбарики".
Детский центр "Барбарики".
Анна Зайкова

В краевом центре даже создали новый вид государственной поддержки по этому направлению. Буквально в конце прошлого года шесть барнаульских предпринимательниц получили гранты от городской администрации, чтобы развивать дело ухода и присмотра за детьми. Корреспондент "Свободного курса" поговорил с ними и выяснил, что это дело хотя и сложное, как принято считать, однако перспективное.

Кто воспитает?

Я прохожу в небольшое помещение в центре дневного и вечернего пребывания детей "Барбарики". Стены разрисованы яркими диковинными зверями. Миную арку, от пола до потолка испещренную крошечными разно­цветными ладошками. И сразу вижу ребят, которые в прямом смысле приложили к этому руку. Их воспитательница Олеся Воробьева руководит ими, как дирижер. Интересно смотреть, как они подобно объемному звуковому потоку синхронно повинуются каждому ее жесту. Танцевать – читать стих – разойтись и играть... Страшно представить, как долго надо учиться, чтобы начать так управляться с детьми.

Между тем Олеся – студентка исторического факультета АлтГУ, который она оканчивает в этом году.

Наталья Пыстогова,
директор центра "Барбарики":

Кадры – одна из самых больших сложностей в нашем деле. Но в объявлениях я отмечала, что педагогическое образование желательно, однако необязательно. Главное – любовь к детям, творческий подход и умение учиться. Вот Олеся. Она очень активна, в меру строга... Дети ее обожают! Звонят мне многие соискатели, а собеседование проходят не все...

Но в основном руководителям таких частных дошкольных организаций приходится переманивать сотрудников друг у друга, а чаще из муниципальных детских садов. Многие из них по образованию педагоги и имеют внушительный стаж работы в школе и садиках. Они знают не понаслышке, какая там сегодня зарплата, и стараются предложить своим сотрудникам лучшие условия.

Елена Лапшина,
директор центра дошкольного воспитания "Город детства":

В муниципальных садах ставка шесть тысяч рублей. Плюс небольшие доплаты за категорию.

При этом Наталия Гаммер, директор частных детских яслей-сада "Акварельки", отмечает, что переманить таких работников очень трудно. Люди привыкают к определенному месту, несмотря на то что их там все не устраивает. И среди них до сих пор многие считают, что в их работе главное призвание, а оплата не так важна.

Наталья Пыстогова тоже раньше так думала.

– Когда я поступала учиться, я мечтала быть учителем. Я очень хотела работать, и мне было все равно, сколько мне платят, нас так тогда всех воспитывали. И это неправильно, – уверена она. – Хороший труд должен оплачиваться. У меня, скажем, четверо детей. Их нужно кормить, одевать, оплачивать им учебу.

Именно достойную оплату труда кадров в том числе призван окупить высокий ценник в частных детских центрах. Однако на него влияют и другие факторы.

Где присматривать?

Частные "сады по присмотру" открываются по двум основным посылам: по глубокому призванию и по расчету. И в том, и в другом случае организаторы рассчитывают на рентабельность дела. Поэтому стоимость пребывания в их учреждениях колеблется от восьми (например, "Барбарики" и Bambini) до девяти с половиной тысяч рублей в месяц ("Город детства"). По сравнению с ценой в лицензированных частных садах (15 тысяч рублей) она выглядит привлекательно. Тем не менее очевидно, что для большей части жителей города она слишком высока.

Что входит в эту стоимость? По сути, все то, что предлагают и садики с лицензией, за исключением образовательных услуг по установленным государством стандартам. Большая часть предпринимателей, которые в прошлом году получили грант, предоставляют и развивающие игры, и занятия с профессиональными педагогами: русский и английский язык в "неклассической" подаче, ритмика и прочее. Также, чтобы получить гос­поддержку, им пришлось получить заключения СЭС, пожарной службы и Роспотребнадзора. Хотя как для учреждений без образовательной лицензии это для их функционирования необязательно.

Также в цену закладывают пятиразовое питание и арендную плату. Последняя является самой большой статьей расходов.

Кому-то из предпринимателей везет: например, "Город детства" освобожден от арендной платы за помещение 347 кв. м вовсе. Ему удалось договориться об этом со школой № 1, где центр арендует площадь, и городским комитетом по образованию. А вот "Акварелькам" и Bambini приходится платить полную стоимость. Первый центр платит 60 тысяч рублей в месяц за аренду помещения 120 кв. метров в центре города, второй отдает 96 тысяч рублей за 160 "квадратов" на Павловском тракте. А директору центра "Улыбка" для организации дела пришлось взять квартиру в ипотеку.

Дороговизна аренды – причина того, что Центральный и Железнодорожный районы Барнаула пока почти не охвачены услугами частных центров по уходу и присмотру. По наблюдениям предпринимателей, за последние годы они в основном открывались в районе улиц Малахова, Взлетной и Балтийской.

Выживет сильнейший

В среднем на то, чтобы основать бизнес по уходу за детьми, нужны серьезные для начинающего средства: от миллиона рублей и выше. Гранты администрации Барнаула в прошлом году составили от 400 до 600 тысяч рублей. Все получатели оценивают такую поддержку как существенную, однако замечают, что тут не обойтись без собственного капитала.

Долго ли проживут вновь открывшиеся центры? Большая часть их создателей утверждает, что это бизнес с низкой рентабельностью. Тут все будет зависеть от имени, которое сделают себе учреждения на рынке с обострившейся конкуренцией, от их заполняемости. Пока дела с этим идут по-разному.

Светлана Швецова,
директор "Улыбки":

Наша организация рассчитана на 10–13 деток, работаем с августа. Но пока постоянно бывает четыре-пять ребят. К сентябрю, может, начнем получать прибыль.

У "Акварелек" дела получше: за две недели работы они успели найти 12 маленьких клиентов (ясли рассчитаны на 25 человек). Хозяйка Наталия Гаммер полагает, это связано с особым спросом на услуги по присмотру за совсем маленькими детьми. Она по образованию экономист и в первую очередь просчитывала коммерческие перспективы такого дела. Поэтому намеренно выделилась на фоне других тем, что предложила уход за ребятами до трех лет.

У Натальи Пыстоговой нынешний садик полностью заполнен, на средства гранта она открывает второй. Однако говорит, что прибыли хватает буквально лишь на то, чтобы содержать семью, и не считает это "настоящим бизнесом".

Юлия Королева, основатель Bambini, другого мнения.

Юлия Королева,
основатель Bambini:

Рентабельность может быть хорошей. Иначе зачем этим заниматься? Это же огромные ответственность и усилия – работа с детьми. Да, как минимум год любое предприятие будет работать в убыток (и мы заложили это в своей смете). Но при полной комплектации, с хорошей рекламой и с изюминкой, отличающей вас от других игроков рынка, на садике для 40–50 человек можно зарабатывать минимум 80 тысяч рублей в месяц. А если у кого-то помещение в собственности, то можно и больше.

В качестве своей изюминки она называет онлайн-видеонаблюдение для родителей. Любой из них может в любое время под своим логином зайти на сайт центра и посмотреть, что делает его ребенок в данный момент. "Насколько я знаю, больше такого нигде нет", – гордо говорит хозяйка Bambini.

И детям, и государству

Почему отношение к конкурентам муниципальных детских садов так изменилось, не секрет. Стало очевидно, что своими силами государству не пристроить растущее количество новорожденных. А обратиться в данном случае к частникам выгодно. Даже если орган власти выделит деньги из бюджета на гранты, это все равно обойдется дешевле, чем создание новых детских садов с нуля. Строительство нового места для одного ребенка в России стоит не меньше полумиллиона рублей. Барнаульские предприниматели, получив такую сумму, обеспечивают в среднем 40 новых мест.

Как сообщил Андрей Ляпунов, председатель комитета информационной политики Барнаула, очередь в детские сады в городе в последние годы не изменяется ни в плюс, ни в минус. Это несмотря на то, что ежегодно город вводит в эксплуатацию до тысячи дополнительных мест. Уже около трех лет в очереди стоят примерно семь тысяч детей – все из-за хорошего показателя рождаемости. Однако если бы не индивидуальные предприниматели, эта цифра была бы примерно на полторы тысячи больше.

Справка

Как сообщили в барнаульском комитете по образованию, сегодня в городе работает четыре лицензированных частных детских сада и 40 частных центров по уходу и присмотру. Дошкольными образовательными услугами в краевом центре обеспечены 37 тысяч детей (то есть 77,1% от общего числа). При этом около семи тысяч детей ждут своего места в детском саду в очереди.

Отличие частных дошкольных учреждений от государственных – в индивидуальном подходе к детям.

2% детских дошкольных учреждений в России – лицензированные частные детские сады, столько же организаций работает без лицензии.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость