Екатерина Кривошеина,
менеджер по маркетингу и рекламе салона "Алтай-Лада":
С началом программы утилизации старых автомобилей продажи в нашем салоне выросли на 70% по отношению к прошлому году. То есть мы уже вышли на докризисный уровень. Большая доля продаж в рамках программы пришлась на Lada 2105/07. Поскольку Lada Priora стоит дороже "классики", то и продажи этой модели были существенно ниже. Однако сейчас в связи с дефицитом недорогих автомобилей мы выдаем больше Lada Priora и Lada Kalina.
В целом в программе с момента ее начала в Алтайском крае поучаствовали 4 888 человек. Это те люди, которые приходили к нам начиная с марта. Мы ставили их на очередь и равномерно распределили выдачу машин по месяцам, поэтому сложно оценивать динамику продаж в течение года. Салон выдает в месяц по 550–600 автомобилей, но это не значит, что такой спрос имеет место ежемесячно. Весной он был выше, к осени поток клиентов снизился. Часть потенциальных покупателей по разным причинам отказалась от своих планов: их около 300 человек.
Какие только проблемы не возникали в ходе реализации первого этапа программы. Люди часто пытались оформлять сертификат на собственника, а новую машину хотели зарегистрировать на себя. Кто-то предлагал изменить год выпуска автомобиля. Но система работает очень строго, и Минпромторг может проверить данные по каждому автомобилю в единой базе РЭО ГИБДД. Поэтому все попытки мошенничества мы старались сразу пресекать.
Были случаи, когда перед началом утилизации своей машины собственник автомобиля умирал, а наследник уже не мог стать участником программы, поскольку не выдерживалось условие по сроку владения. Условия для тех, кто попал в такую ситуацию, сейчас могут корректироваться. Бывало, что клиенты приезжали к нам из других регионов, потому что там очередь оказывалась длиннее. В принципе покупатель имеет право выбрать такую схему. Мы не отказывали человеку в оформлении свидетельства, хотя машину он получал уже в Санкт-Петербурге.
Минпромторг порой подводил нас по срокам с проверкой документов. Надо сказать, что денежные компенсации вначале приходили в течение 60 дней, как это полагается по закону, но позднее выплаты начали задерживать. Клиенты бунтовали из-за просрочек в выдаче машин. Но мы не всегда могли выкупать автомобили. Порой на это просто не хватало собственных средств. Правда, надо отметить, что с отсрочкой, но деньги нам всегда возмещали. В одном из заявлений Минпромторг предупреждал, что выдачу автомобилей по первому этапу программы нужно было завершить до 1 ноября. Но, честно говоря, мы выдавали машины и после этого срока с разрешения завода. Здесь нашей вины нет, поскольку дилер зависим от срока и объема поставок. Тем, кто затягивал с оформлением документов, мы предлагали взять сертификат на второй этап программы. Он не ограничен никакими временными рамками.
В ноябре начался второй этап программы утилизации, по которому в очереди в нашем салоне стоят уже около 1,4 тыс. человек, около 200 автомобилей выдано. Всего осталось 45 тыс. свидетельств, и их может хватить хоть на весь 2011 год. В следующем году, по нашим прогнозам, программой воспользуются люди, которые, предполагая ее продление, скупали старые машины. Теперь они выдерживают срок владения машиной, который должен составлять более года. Ко второму этапу подключатся и те, кто подкопил деньги для участия в программе.
Несмотря на увеличение поставок с завода в 2,5–3 раза, дефицитными остаются самые недорогие модели Lada 2105/07, Lada Kalina. Но с 2011 года седан Lada Kalina покинет конвейер "АвтоВАЗа", уступив место бюджетному седану Lada Granta, построенному на той же платформе. Хэтчбек и универсал Lada Kalina останутся в производстве, при этом "АвтоВАЗ" намерен снизить розничные цены на эти модели, а также повысить их качество. Производство Lada 2105/07 планируется передать на "Ижевский автомобильный завод". Возможно, нам за счет этого удастся компенсировать дефицит популярных моделей.
Самое важное - в нашем Telegram-канале