Экономика

В Сибири больше всего сократили расходы на одежду

25 июня в Москве состоялся деловой завтрак, посвященный обсуждению проблем потребительского рынка России идругих стран мира, с участием представителей бизнеса, общественных организаций, правительства Москвы, представителей научной сферы иСМИ. Президент исследовательского холдинга "Ромир" Андрей Милехин представил данные отом, как изменился российский потребительский рынок за семь кризисных месяцев, отдельно упомянув оситуации в Сибири.

По моему мнению, ситуация с потреблением абсолютно не кризисная, а как раз приближается к нормальной. Цена снова стала решающим фактором. Высокодоходная группа населения оптимизировала свои бюджеты от категории luxury в сторону товаров повседневного потребления. Безусловно, начали прослеживаться тревожные тенденции: много стали покупать макаронных изделий и стирального порошка про запас. Соотношение расходов на продукцию еда/не еда для низкодоходной группы стало 80% на 20%.

1. Назад в будущее: традиционные продукты возвращаются на стол россиян.

— Сравнение показателей прошлого и нынешнего годов показало, что люди стали переходить на более "простые" продукты питания. Кефир, майонез, творог возвращаются на стол россиян, а число домохозяйств, покупающих эти продукты, остается стабильным. Питьевые йогурты, пиво, сок и кофе, которые в постсоветское время буквально вытеснили традиционные продукты питания, в кризисный период пользуются среди россиян меньшим спросом. Любопытно, что, казалось бы, такому популярному напитку, как пиво, россияне стали предпочитать коньяк, даже несмотря на то что число домохозяйств, покупающих этот продукт, сократилось по сравнению с прошлым годом. Таким образом, вероятно, кризис – это для многих семей еще и время возвращения от новомодных продуктов к более традиционным.

2. Макароны по-русски: дорогие марки теряют покупателей.

— Рынок макаронных изделий — типичный пример рынка с массовым переходом от премиального сегмента к более дешевым сегментам. Здесь отмечено отставание роста трат от роста цен, что является первым признаком массового перехода потребителей на более дешевые марки. Это наглядно подтверждает анализ изменения в объеме потребления продуктов разных брэндов. Так, дорогие марки макарон (Maltagliati, Pasta Zara) постоянно теряли покупателей в период с сентября 2007-го по февраль 2009 года. Также упал спрос в среднем ценовом сегменте ("Макфа", "Шебекенские", "Экстра М", Granmulino). При этом более дешевые марки массово укрепляли свои позиции на рынке. "Америя" — типичный пример этой тенденции. Число отдавших ей предпочтение домохозяйств выросло (в период с сентября 2008-го по февраль 2009 года). Интересно, что успех этой марки во многом связан с тем, что в отличие от марок-конкурентов цена на нее в упомянутый выше период вообще не выросла. 

3. Россияне стали чаще мыться и стирать: на рынке моющих средств произошел заметный рост покупок.

— В начале этого года количество домохозяйств, покупающих стиральный порошок, увеличилось. Возможно, эта тенденция — свидетельство попытки делать товарные запасы или результат влияния скидок от производителей при покупке большого объема. Кроме того, возросло и число семей, приобретающих шампунь и гель для душа, по сравнению с зимой прошлого года. Вероятно, эти товары стали чаще приобретать в подарок, так как январь и февраль — праздничные месяцы года. В мае 2009 года в России, СФО и Барнауле зафиксировано снижение затрат на продовольственные товары по сравнению с маем 2008-го. В Барнауле в январе — мае 2009 года наблюдался значительный рост затрат домохозяйств на товары повседневного спроса. Он составил 146%. При этом, по данным исследований, в Сибири зарегистрирован самый высокий процент сокративших расходы на покупку одежды, это 74%.

4. На детях не экономят: спрос на шоколад поможет выжить товарам класса премиум.

— На детях экономят в последнюю очередь. Это обстоятельство, а также то, что шоколадные изделия для детей все чаще становятся подарком, заменяя дорогие игрушки, делает их не только в целом устойчивой, но и довольно успешно растущей категорией. Так, например, более дешевые марки яиц с сюрпризом ("Петрушка", "Подружка", "Ландрин") сокращали свою покупательскую аудиторию, а число семей, покупавших более дорогие яйца марки Kinder Surprise компании "Ферреро", росло. Приобретение некоторых видов товаров повседневного спроса, обладающих функцией подарка, позволяет выжить премиальным сегментам ряда товарных категорий.

Исследовательская компания "Ромир" использует для анализа потребительского рынка исследовательскую платформу SCIF. Она основывается на данных панели потребления российских домохозяйств. Это 3 тыс. домохозяйств, 8520 потребителей в 23 городах России (в Москве — 1 тыс. домохозяйств) с населением более 500 тыс. человек. Барнаул входит в число городов, где проводятся данные исследования.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость