В начале августа на территории "Полиэкса" при странных обстоятельствах погиб 22-летний рабочий. Пока лишь озвучена версия, что трагедия произошла в результате обрушения стены здания, где в тот момент находилась бригада демонтажников. Но кто послал туда эту бригаду и что они разбирали — неизвестно. Трагический случай вновь заставил выступить ветеранов ВПК Бийска. По их инициативе и прошел этот "круглый стол", на котором присутствовали представители краевых и городских властей, работники завода и СМИ. Слушания явно показали, что чиновники не хотят предавать широкой огласке всю ситуацию вокруг "Полиэкса". Но говорить о ней крайне необходимо, потому что ситуация близка к такому состоянию, когда одна зажженная спичка может стать причиной техногенной катастрофы.
Мы еще обязательно расскажем о том, как и почему "Полиэкс" был доведен до такого состояния. Но для начала давайте послушаем участников "круглого стола". Как заметил один из ветеранов ВПК, "сегодня мы говорим абсолютную правду, нам жить осталось недолго. А если мы умрем, то кто еще сможет рассказать о том, какие опасности таит в себе территория бывшего химического комбината".
Спецканализация — страшная сила!
Николай Абрамов,
технолог-пороховик "Бийского химического комбината":
В свое время "Полиэкс" был самым мощным пороховым заводом в стране. Здесь мы делали зарядные устройства для ракетных войск, заряды для межконтинентальных ракет наземного базирования, а также оперативно-технические комплексы для сухопутных войск.
Что собой представляет комбинат сегодня? Я буквально вчера был на его территории. Технологические здания на 90% разобраны. В настоящее время разбираются остатки кирпичной кладки, железобетонные конструкции и т. д. Напоминаю, что в этих технологических зданиях люди работали в советские годы по шесть часов, затем получали первый список и уходили на пенсию на 10 лет раньше. Сейчас эти бэушные стройматериалы растаскиваются неизвестно кем и куда. Говорят, что из кирпича строят пекарни, а железобетонные конструкции используют при строительстве спальных комплексов. Но я хочу сказать, что достаточно держать 10 кирпичей из этой кладки в гараже, чтобы у вас через 15 минут начинала дико болеть голова.
Второй вопрос более важный. На территории завода сейчас находятся подземные бетонные хранилища с мазутно-водной смесью. Примерно объемом 3–5 тыс. тонн. В каком состоянии эта смесь — большой вопрос. Также необходимо обратить внимание на территорию бывшего завода пластмассов. Его подземная часть пронизана специальной канализацией. В настоящее время канализация содержит порох в различном виде. Эта пороховая масса, чтобы вам было понятно, похожа на манную крупу. Там же находится коллоксилин в виде слежавшейся ваты или ватной пыли. Там же находится нитроглицерин — это опасная жидкость, которая тяжелее воды, а ее там сотни тонн. Нитроглицерин не горит, но специалисты знают, что достаточно грамма этого вещества для страшной беды. Причем нитроглицерин детонирует, и скорость детонации у него 7 км в секунду.
Спецканализация — это страшная и непредсказуемая сила. Если там, не дай Бог, загорится лес или кто-то просто бросит окурок, то последствия могут быть губительными. А ведь рядом находится городская ТЭЦ.
Я не хочу, чтобы через месяц, год или 10 лет кто-нибудь погиб здесь, а нас потом проклинали. Мы считаем, что необходимо срочно создавать комиссию, приглашать в нее ветеранов-химиков с предприятия (пока мы еще живы) и проводить детальное обследование территории "Полиэкса". Особенно подземной части. Эта работа непростая, длительная и очень опасная. Но ее необходимо делать. Второе — на этой территории необходимо временно запретить все восстановительные работы на грунте. Если там где-нибудь копнет экскаватор — конец. И третье — необходимо обеспечить охрану территории, надо закрыть туда широкий доступ. Сегодня нам неизвестно, кто туда проникает и с какой целью. За последствия никто не ручается.
Тогда приедут Путин и Шойгу
Геннадий Хомяков,
лауреат Госпремии СССР, бывший главный энергетик завода "Полиэкс":
Пороховая бочка на восточной площадке бывшего завода сохранилась до сих пор. Разрушены только здания, то есть наземная часть, а в подземной части находятся канализационные сети. Они в основном состоят из керамических труб. Конечно, такие трубы ковырять из земли никто не будет — особой ценности они не представляют. Но трубы напичканы пороховой массой, которая имеет объемный вес больше единицы и оседает очень плотно.
В свое время нам запрещали заниматься механической очисткой этих спецканализаций. Чистили трубы технологи при помощи специального оборудования. Эти канализации сегодня находятся в целости и сохранности. Меня особенно беспокоит бывшее здание № 32. Там в подземной части, совсем недалеко от последнего 16-го котла Бийской ТЭЦ, проходят под землей две трубы, каждая из которых диаметром 500 мм. По ним в свое время транспортировался коллоксилин в больших объемах. Эти две "пятисотки" как минимум наполовину забиты коллоксилиновой массой. По моим расчетам, в трубах находится около 50 тонн! А канализация там самотечная, естественная вентиляция работает, воздух сырой, масса подсушена и очень взрывоопасна. Если она рванет, то здесь будет второй 1984 год (в тот год в Бийске произошла техногенная авария на местной ТЭЦ, из-за которой город зимой чуть не замерз. — Прим. "ВД"), когда нам со всей страны везли трубу. Поэтому меры нужны очень оперативные. А там сегодня периметра нет, охраны никакой нет.
Хочу обратить ваше внимание на еще один опасный участок. В одном месте под землей проходит труба диаметром 40 мм. Она наполнена взрывчаткой и находится рядом с территорией "Бийского олеумного завода". Это не шутки, господа чиновники! Если случайно пороховая масса в этой трубе рванет, то я боюсь, что Бийск вы уже точно никогда не узнаете. И тогда сюда приедут и Путин, и Шойгу — сразу найдут виновных.
Даже глотать не хотят!
Анатолий Мякшин,
начальник управления по делам ГО и ЧС г. Бийска:
Конечно, сегодня озвучены очень серьезные факты по подземным коммуникациям и взрывчатым веществам на территории бывшего комбината "Полиэкс". Но заниматься ими нужно не только на уровне городских или краевых властей. Необходимо с этими вопросами обращаться в Москву, в Минпромторг, в департамент промышленности, которому ранее принадлежало это предприятие и который бросил его на произвол судьбы. Они тут напакостили, а мы почему-то должны за ними убирать!
Я согласен с тем, что нужна специальная комиссия, которая займется обследованием подземной части территории "Полиэкса". Но нельзя всего требовать от мэра Бийска. В одиночку он этот вопрос не решит. Напишите главе города свои предложения. Мы это давно предлагаем, но пока от ветеранов никакие письма не поступали.
Олег Гузеев,
заместитель председателя Бийской гордумы (в ответ Мякшину):
Вообще-то, это ваша прерогатива, Анатолий Дементьевич! Это вы должны прийти к Мосиевскому, доложить ему о ситуации и внести предложения. А вы озадачиваете ветеранов непонятным требованием написать какое-то письмо! То есть они должны вам все разжевать, в рот положить, а вы даже глотать не хотите.
Надо рассчитаться с людьми
Николай Знагован,
председатель общественного движения "Ветераны-пенсионеры ВПК города Бийска":
Есть множество вопросов по долгам "Полиэкса". Мы с этой проблемой обращались в прокуратуру, в Москву во все ведомства. Тем не менее по долгам перед бывшими работниками предприятия, а также перед людьми, получившими на производстве травмы и заболевания, никто не рассчитывается. И это несмотря на то, что есть решения судов и постановления об исполнительном производстве. Хотя погасить эти долги давно уже было возможно. Но усилиями господина Куракина (бывший и. о. генерального директора ОАО "Полиэкс" и председатель совета кредиторов. —Прим. "ВД") здесь распродавалось имущество. Доходило до того, что судебные приставы приезжали, арестовывали тысячу тонн металла. Но затем этот металл спокойно вывозился и продавался. И не только металл! Куракин продал принадлежавшую "Полиэксу" линию по производству линолеума за 187 млн. рублей. Все документы мы направили в ГУВД Алтайского края г-ну Олдаку.
Порубочный билет
Юрий Деревяннов,
руководитель Центра содействия ветеранам ВПК г. Бийска:
Мне совершенно непонятно, какое право имела компания "Алтайэнерго" на вырубку леса на территории "Полиэкса" для прокладки линии ЛЭП? Оказывается, ей это разрешила администрация нашего города. У нас есть соответствующий документ. Это порубочный билет № 31 от 22 мая 2009 года, выданный муниципальным управлением ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства. Протяженность рубки составила 100 гектаров. Лес порубили, вывезли его деловую часть, а отходы бросили. Если сейчас они загорятся, как туда пожарная машина проедет? Это зона ответственности мэрии города. Точнее, ее безответственности.
Очистка ведется
Владимир Локтюшов,
заместитель начальника Управления Алтайского края по промышленности и энергетике:
Нельзя говорить о том, что на территории "Полиэкса" ничего не делается. Это не так — и вы это прекрасно знаете. Губернатор Алтайского края Александр Богданович Карлин держит эту сложную ситуацию на ежедневном контроле. Провести на территории бывшего химкомбината подземные исследования очень дорого. Край этот вопрос за счет своих бюджетных средств не потянет. Но мы пытаемся войти в федеральную программу по утилизации опасных отходов производства. Что касается комиссии, то, на мой взгляд, она нужна. Но при этом она не должна быть только общественной. Наоборот, в ней должны быть представлены специалисты крупных НИИ, без помощи которых мы не разберемся.
Теперь о том, что уже сделано. Вы знаете, что с территории "Полиэкса" на первом этапе восстановительных работ было вывезено множество ионизирующих источников и цианистого натрия. На втором этапе был вывоз пороха и сопутствующих взрывчатых веществ. Далее будет третий этап — вывоз динитротолуола (это вязкое химическое соединение, применяемое при производстве взрывчатых веществ. —Прим. "ВД"). То есть работа по очистке наземной территории завода ведется. А после этого, конечно же, необходимо будет заняться и подземными коммуникациями. Но для этого нужно привлечь специалистов и средства федерального бюджета.
Самое важное - в нашем Telegram-канале