– Тариф на электроэнергию в среднем должен был вырасти на 14%. Но у некоторых потребителей рост выше 50%. Почему?
– Начнем с того, что существует методика, по которой рассчитываются тарифы. Вся необходимая валовая выручка энергокомпаний по краю делится на общий полезный отпуск электроэнергии. Получаем средний тариф по краю.
На низком уровне напряжения необходимая валовая выручка большая, а полезный отпуск маленький. Поэтому у тех потребителей, которые "сидят" на низком напряжении, рост тарифов оказался существенным.
– Означает ли это, что у каких-то потребителей рост тарифов, наоборот, менее 14%?
– Конечно. Причем для разных энергоснабжающих организаций рост тарифа разный. После того как постановление о тарифах на 2009 год было принято, я подписал еще одно постановление – за № 143. В нем мы рекомендуем энергетикам применять средние одноставочные тарифы в том случае, если у потребителя в договоре энергоснабжения не указано конкретное число часов использования заявленной мощности. В этом случае рост тарифа не будет более 50 процентов.
– То есть энергетики принуждают заключить договоры на условиях, невыгодных для потребителя, пользуясь отсутствием данных о заявленной мощности?
– В условиях кризиса Главэкономики предложило энергетикам прекратить практику понуждения к перезаключению подобных договоров. Со своей стороны мы пообещали им в следующем периоде регулирования компенсировать выпадающие доходы, если таковые появятся и если они их обоснуют. Мы не просто выставляем требования, а приглашаем к диалогу. Если же энергоснабжающие организации не прислушаются к нашим рекомендациям, в мае мы встретимся вновь. И в рамках закона постараемся с учетом баланса интересов энергетиков и потребителей установить соответствующие тарифы, исключив из необходимой валовой выручки излишне полученные и не по назначению использованные доходы.
С другой стороны, мы рекомендуем и самим потребителям внимательнее подходить к расчетам. Большинство энергоснабжающих организаций с пониманием отнеслись к обращению ГУЭИ, хотя есть предприятия, которые пытаются противодействовать.
– Можно было сделать так, чтобы тарифы выросли менее значительно?
– Тарифный коридор устанавливает Федеральная служба по тарифам, выйти за эти рамки мы не можем. Летом прошлого года при согласовании предельных уровней тарифов мы настаивали на том, чтобы установить для населения тарифы с ростом не более 10–15 процентов, но ФСТ нас не поддержала. В среднем по Сибирскому федеральному округу для населения по решению ФСТ прирост минимального уровня тарифов для населения составил где-то 30 процентов. Разброс в абсолютных цифрах – от 55 копеек в Иркутской области до 237 копеек в Республиках Бурятия, Алтай и Алтайском крае.
С чем я согласен, так это с тем, что таких перекосов быть не должно. ГЭС в Иркутской области строили всей страной. Вопрос в том, почему благами этой работы пользуются только там? Поэтому мы обратились в правительство и ФСТ с предложением установить в регионах СФО для межрегиональной сетевой компании единый тариф. Пока ответа не получили.
– Можно ли вернуть тарифы на уровень 2008 года?
– Постановление отменить можно, если компенсировать энергоснабжающим организациям выпадающие доходы, к чему нас обязывает законодательство. Мы работаем в этом направлении с федеральным центром, поскольку в бюджете края средств на эти цели не предусмотрено.
– Можно ли ввести льготы для каких-то предприятий?
– Любые льготы имеют цену. Предоставляя льготу, мы должны сразу внести изменения в бюджет. Да, в Кемеровской области заморожен тариф на тепловую энергию. Но там цена вопроса – порядка двух миллиардов рублей, и эти деньги перераспределены из других статей бюджета.
Положение в экономике трудное, и этот период мы пройдем не без потерь. Но я и сегодня не сторонник того, чтобы кричать: "Все пропало!" Наша задача – владеть ситуацией, чтобы вовремя принимать соответствующие меры. Иногда совместно с федеральным центром, иногда используя свои ресурсы, хотя они не настолько велики.
Прозрачность будет
– Общественная палата предлагает включить в процесс утверждения тарифов депутатов, представителей общественности и работодателей. Как вы к этому относитесь?
– Тарифы устанавливает орган исполнительной власти, в его составе по определению не может быть ни депутатов, ни общественности. В настоящее время распоряжением губернатора в рамках антикризисной группы создана подгруппа по тарифному регулированию с участием депутатов и членов Общественной палаты. У нас нет тайн от общественности и предпринимателей.
Более того, мы готовим издание, в котором распишем все методики установления тарифов на каждый вид услуги, представим все нормативные правовые акты, которыми руководствуемся при расчете тарифов. Проведем обучающие семинары с энергоснабжающими организациями, с главами муниципальных образований, представителями промышленности и предпринимательского сообщества и дадим все необходимые пояснения.
Мы все тесно взаимосвязаны
– Слышала мнение: энергетики развиваются за счет остальных отраслей, а что они себе закладывают в затраты, неясно…
– Перед утверждением тарифов энергоснабжающие организации предоставляют в Главэкономики основной документ (расчет необходимой валовой выручки), в котором расписано все: сколько им нужно на зарплату, на выплату налогов и процентов по кредитам и т. д. По каждому показателю представляется либо детальный расчет, либо нормативный правовой акт, в соответствии с которым он установлен. Понятно желание предприятия что-то спрятать и заложить дополнительно. Поэтому каждая цифра пересчитывается, и если есть разночтения, принимается наш показатель.
– Часто энергетиков упрекают в том, что их руководители имеют огромные зарплаты…
– Мы берем средний показатель зарплаты и не вправе указать энергокомпании, сколько платить директору, сколько рабочему. Существует соглашение между работодателями, профсоюзами и администрацией края. Оно устанавливает средний уровень зарплат в отрасли. И в этом году мы впервые за все существование регулирующего органа заложили заработную плату коммунальщикам в соответствии с тарифным соглашением.
В процессе тарифного регулирования регулятором недовольны энергетики. Как только заканчивается этот период, недовольство высказывают потребители. Мы работаем строго в рамках действующего законодательства, и в этой части альтернативы для нас не существует. Необходимо четко понимать, что все взаимосвязано: без развития энергетики не будет развития промышленности и сельского хозяйства, и наоборот.
Михаил Щетинин,
вице-губернатор Алтайского края:
Только в 2008 году Генпрокуратура России выявила в регионах более 5000 различных нарушений в сфере регулирования тарифов.
Алтай в числе регионов-нарушителей не значится.
Нас проверяла и Федеральная служба по тарифам, которая также существенных нарушений не обнаружила. 31 декабря завершилась проверка прокуратуры края в ГУЭИ, а 11 января уже началась новая. В этом году их уже было три, на очереди четвертая. Хочу подчеркнуть, что пока нареканий в наш адрес от контролирующих и надзорных органов не поступало.
Самое важное - в нашем Telegram-канале