Планы не озвучивались Минфином заранее, и буквально за два-три месяца самые масштабные изменения за последние 20 лет были предложены, приняты и вступили в силу. Минфин в своих заявлениях акцентировал внимание на том, что реформа направлена на повышение справедливости налоговой системы, а не только на рост доходов бюджета.
Однако, на мой взгляд, справедливой ее можно назвать не потому, что она восстановила некий нарушенный ранее баланс и неравномерное взимание налогов между более бедными и более зажиточными слоями населения и бизнеса, а скорее потому, что законодатели постарались возросшее налоговое бремя более-менее равномерно распределить между всеми, — говорит Ольга Сорокина.
Повышение коснулось и крупного бизнеса, и среднего, и малого, и граждан в том числе, кроме, пожалуй, самых малообеспеченных и самозанятых, которых пообещали не трогать до окончания эксперимента с НПД в 2029 году.
Ключевые изменения налоговый реформы
1. Введение многоступенчатой шкалы НДФЛ для доходов граждан, с максимальной ставкой 22% для доходов от 50 млн рублей в год.
2. Повышение налога на прибыль с 20 до 25%.
3. Введение НДС для компаний на упрощенной системе налогообложения с выручкой свыше 60 млн рублей в год, но при этом увеличение лимита по доходам для упрощенной системы налогообложения до 450 млн рублей.
4. Уменьшение льготы по страховым взносам для малого бизнеса, пониженная ставка 15% раньше применялась от суммы зарплаты, превышающей один МРОТ, а теперь — свыше 1,5 МРОТ, а это дополнительные 2,1 тыс. рублей в месяц за каждого сотрудника.
5. Повышение ряда госпошлин (в частности, за регистрацию сделок с недвижимостью — в два раза).
По разным оценкам, эти меры позволят дополнительно пополнить бюджет на 1,5–3 трлн рублей в год. И это очень большая сумма. Для сравнения: когда в 2019 году увеличили НДС с 18 до 20% (а эта реформа проходила довольно болезненно для бизнеса), это привело к увеличению бюджета примерно на 600–700 млрд рублей в год.
Из положительных изменений реформы Ольга Сорокина называет амнистию за дробление бизнеса в 2022–2024 годах при отказе от дробления в последующие годы. А также введение ряда льгот для отдельных категорий бизнеса. Например, пониженные страховые взносы — 7,6% для обрабатывающих отраслей промышленности, возможность введения регионами автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН) на всей территории России, федеральный инвестиционный вычет для компаний, осуществляющих инвестиции в капитальное строительство.
Какие тренды в налогообложении и налоговом контроле проявляются в ходе налоговой реформы
1. Тренд на повышение налогов и налоговой нагрузки. Причем налоговые юристы опасаются, что повышение собираемости налогов государство будет обеспечивать через введение дополнительных оборотных налогов и сборов, которыми уже, по сути, и являются НДС по ставке 5%, туристический налог, сбор за рекламу в интернете, который введен с 2025 года.
2. Отказ от политики «символических» налогов с малого бизнеса (с оборотом свыше 60 млн рублей в год). Полноценное включение МСП в систему финансовой мобилизации для бюджетной системы.
3. Отказ от политики «символических» пошлин за оказание услуг.
4. Увеличение доли налоговых доначислений в рамках предпроверочного анализа, когда налогоплательщикам на основе глубоко проработанных результатов контрольных мероприятий налогового органа предлагают добровольно уточнить свои обязательства в бюджет без проведения выездной налоговой проверки.
5. Введение «точечных» льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.
Как эти тренды повлияют на малый бизнес?
Малый бизнес можно разделить на два сегмента: на микро- с оборотом до 60 млн рублей в год и остальной, в который сейчас попадают компании с выручкой от 60 млн до 800 млн рублей в год.
Для сегмента микробизнеса особо негативных последствий от налоговой реформы я не вижу, — говорит Ольга Сорокина. — Как я уже отметила, режим самозанятости, который я тоже считаю удобным и выгодным для предпринимателей, пообещали не трогать еще несколько лет.
Введение АУСН, которую в Алтайском крае обещают внедрить со следующего года, тоже является дополнительным стимулирующим инструментом. Для этой категории предпринимателей есть достаточно большой выбор налоговых режимов с точки зрения налога на доходы, а самым болезненным с точки зрения налогов являются налоги на зарплату.
Кто когда-либо начинал свой бизнес с нуля, тот знает, насколько тяжело заработать первые деньги и обеспечить заработной платой своих первых работников, не говоря уже о том, что на зарплатные налоги дополнительно нужно отдать 43%, — рассуждает эксперт. — Очень жаль, конечно, что льготу по уменьшенным страховым взносам у малого бизнеса постепенно забирают и что теперь уменьшенная ставка 15% начинается с суммы превышения полутора МРОТ, а не одного МРОТ, как это было раньше.
Статистика по доходам
Минэкономразвития недавно опубликовало статистику: несмотря на пандемию и СВО, доходы МСП за последние шесть лет выросли почти вдвое. 12 млн самозанятых внесли в это свой существенный вклад.
Что касается малого бизнеса с оборотом свыше 60 млн рублей, то он, на взгляд эксперта, оказался в самом уязвимом положении с учетом введения НДС. Для крупного бизнеса налог на прибыль увеличился на 5% (то есть налог с разницы между доходами и расходами). А для малого — при введении пятипроцентного НДС — это потеря 5% не от маржи, а от совокупного дохода бизнеса!
Несмотря на наблюдаемый рост, доля малого бизнеса в экономике России — одна из самых низких в мире и составляет всего 21%.
Вероятно, такое увеличение законодатели сочли единственным действенным инструментом для пополнения бюджета за счет малого бизнеса, увеличение налоговой нагрузки в виде процента от прибыли такого бизнеса просто не дало бы ощутимого результата.
К слову, количество таких компаний в России составляет меньше 3%. То есть, с одной стороны, хорошо, что 97 бизнесов из ста это увеличение не коснулось, а с другой — очень грустно, что почти отсутствует этот сегмент, который можно назвать вставшим на ноги малым бизнесом.
Когда смотришь на это издалека, как экономист, с точки зрения пополнения бюджета страны тебе кажется такое распределение вполне справедливым», — говорит Сорокина. — А когда лично каждый день консультируешь таких предпринимателей и видишь, что это известные в нашем городе бизнесы, небольшие, но много лет шедшие к своей стабильности, и что это всеми любимые места — небольшие сети кафе, столовые, магазинчики, то это уже не кажется логичным. Так не хотелось бы, чтобы любимые нами региональные бренды вытеснили порой довольно безликие представители федеральных сетей!
Возможности и вызовы
Налоговая реформа 2025 года в России несет как возможности, так и вызовы для малого бизнеса. Новые льготы и новые налоговые режимы могут стать стимулом для развития отдельных бизнесов, но НДС для компаний на «упрощенке» и ужесточение контроля вызывают опасения.
Очень надеюсь, что очередные вызовы сделают наш малый бизнес еще более адаптивным и сильным за счет необходимости выбираться из этих трудностей, искать новые решения, оптимизировать расходы и более ответственно относиться к учету финансов, — заключает эксперт.
Барнаул,
Пролетарская, 92, оф. 22,
Малахова, 154, оф. 21.
Единая справочная:
(3852) 50-15-20.

Самое важное - в нашем Telegram-канале