Экономика

Вторая победа "Сибири"

В конце октября государственная транспортная компания (ГТК) "Россия" вторично покинула барнаульский рынок пассажирских перевозок, проиграв конкурентную борьбу авиакомпании "Сибирь". По некоторым данным, в администрации края этот уход был воспринят как тяжелое собственное поражение. Ведь власть приложила немало усилий, чтобы на местном рынке были как минимум два перевозчика. Тем более, если один из них обеспечивает безопасность полетов президента страны и правительства.

ГТК "Россия" ушла с барнаульского рынка второй раз. Рейсы Барнаул - Москва она начала выполнять в декабре 2002 года. Но через два месяца они были временно приостановлены. В мае этого года "Россия" вернулась на барнаульский рынок, установив достаточно дешевые тарифы и обеспечив своему рейсу небольшую рекламную поддержку. Однако 26 октября ГТК вновь объявила о том, что в ее зимненм расписании рейса из Барнаула в Москву и обратно не будет. При этом билеты на него были проданы до 10 ноября включительно. И теперь предусмотрительных, но не подозревавших подвоха клиентов "России", согласно специальному соглашению, обслуживает авиакомпания "Сибирь".

Источник в краевой администрации, пожелавший остаться неизвестным, сообщил нам, что решение ГТК уйти из Барнаула стало полной неожиданностью для чиновников и доставило им серьезную головную боль. В коридорах власти существует даже точка зрения, что госкопания "сняла сливки в пик сезона и ушла с рынка". Однако точных данных о том, что "Россия" получила в Барнауле прибыль, нет. Коммерческий директор компании Юрий Образцов в интервью газете "Ведомости" сказал только, что "рейс был безубыточным". По некоторым данным, пассажиропоток на направлении Барнаул-Москва-Барнаул в период с января по август составил 90 тысяч человек. При этом 70% пассажиров перевезла "Сибирь", остальных обслуживала "Россия". Важно и то, что приход на местный рынок альтернативного авиаперевозчика существенно снизил базовые тарифы, которые составляли летом 3000-4000 рублей за полет в одну сторону. А дополнительные скидки позволяли авиакомпаниям конкурировать по ценам не только между собой, но еще и с железной дорогой.

"Решение ГТК "Россия выйти на рынок с демпинговыми ценами, безусловно, отрицательно сказалось на наших доходах, - признался нам директор барнаульского филиала авиакомпании "Сибирь" Владимир Финагин. - Ведь за последний год существенно выросли, в отличие от наших тарифов, цены на топливо, аэропортовые сборы и т.д." По словам господина Финагина, конкуренция с "Россией" была очень острой. "На таком направлении, как Барнаул-Москва, выполнение двух ежедневных рейсов на крупных воздушных судах неизбежно приводит к резкому обострению конкуренции и борьбе за выживание. Но наша позиция заключается в том, что Алтай - это базовый регион для "Сибири", где мы будем работать при любых условиях (...) Главная сложность в этом случае - не допустить разрушения рынка, не ввязаться в ценовые войны, так как это наносит цщерб самой компании", - сказал он.

"Сибирь" действительно все лето серьезно занималась развитие дополнительных услуг для барнаульских пассажиров. К примеру, была запущена в действие бонусная программа для часто летающих клиентов, открыта услуга по бесплатной доставки пассажиров из аэропорта Барнаула или в аэропорт. Регулярно проводились различные акции, а для агентств были разработаны и внедрены программы "Агент-бонус" и "Кассир-бонус", что позволило "Сибири" стимулировать продажи на свой рейс. "В конце концов, пассажир предпочел нашу авиакомпанию. Но нужно отметить, что наша работа носит планомерный характер и не зависит от прихода или ухода с рынка других компаний", - сказал Владимир Финагин.

А вот ГТК "Россия", по мнению многих наблюдателей, не смогла предложить клиентам комплекса аналогичных услуг. Компания не имела в Барнауле собственного филиала, она не открывала фирменных касс, да и работу с агентствами, по большому счету, не вела. Как нам сообщил директор одного из них, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным, однажды его и руководителей других агентств собрали в комитете по транспорту краевой администрации и задали вопрос: "Почему на "Россию" продается так мало билетов?" "Пришлось объяснить, что авиапассажиры достаточно консервативны, и заставить их перейти на другую компанию очень сложно. У меня есть клиент, который все лето с семьей принципиально летал на самолете "России" Ту-214. Но однажды он пришел и сказал, что все - надоело. Хочется качественного сервиса", - сообщил нам директор.

Однако следует признать и то, что пассажирский поток на московском направлении в октябре значительно сократился. По словам начальника отдела маркетинга авиапредприятия "Алтай" Александра Юшкова, это сокращение составило примерно 35%. Поэтому "России" стало совсем сложно соперничать с "Сибирью". Хотя некоторые эксперты отмечают, что в период выборов пассажиропоток на московском направлении мог вновь хоть и не значительно, но увеличиться. Поэтому "Россия", может быть, поспешила.

По некоторым данным, в настоящее время краевая администрация пытается найти второго авиаперевозчика, который мог бы открыть рейс из Барнаула в Москву. Называются даже претенденты - авиакомпании "Аэрофлот" и "Трансаэро". "С "Аэрофлотом" мы конкурируем на 20 линиях, а с "Трансаэро" - на семи, не считая чартерных перевозок. Поэтому мы готовы к честной конкуренции при взаимном уважении друг друга", - сказал нам Владимир Финагин. Он же подчеркнул, что еще не принято окончательного решения о повышении базового тарифа, о чем сейчас ведется много разговоров. "Возможно, наши зимние тарифы будут скорректированы в сторону повышения. Но в любом случае они будут не выше, чем тарифы в соседних с Барнаулом сибирских городах", - осторожно сказал директор барнаульского филиала "Сибири". Аналогичный прогноз сделали в комитете по транспорту и на авиапредприятии "Алтай". Будем надеяться, что эти прогнозы сбудутся.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость