ГТК "Россия" ушла с барнаульского рынка второй раз. Рейсы Барнаул - Москва она начала выполнять в декабре 2002 года. Но через два месяца они были временно приостановлены. В мае этого года "Россия" вернулась на барнаульский рынок, установив достаточно дешевые тарифы и обеспечив своему рейсу небольшую рекламную поддержку. Однако 26 октября ГТК вновь объявила о том, что в ее зимненм расписании рейса из Барнаула в Москву и обратно не будет. При этом билеты на него были проданы до 10 ноября включительно. И теперь предусмотрительных, но не подозревавших подвоха клиентов "России", согласно специальному соглашению, обслуживает авиакомпания "Сибирь".
Источник в краевой администрации, пожелавший остаться неизвестным, сообщил нам, что решение ГТК уйти из Барнаула стало полной неожиданностью для чиновников и доставило им серьезную головную боль. В коридорах власти существует даже точка зрения, что госкопания "сняла сливки в пик сезона и ушла с рынка". Однако точных данных о том, что "Россия" получила в Барнауле прибыль, нет. Коммерческий директор компании Юрий Образцов в интервью газете "Ведомости" сказал только, что "рейс был безубыточным". По некоторым данным, пассажиропоток на направлении Барнаул-Москва-Барнаул в период с января по август составил 90 тысяч человек. При этом 70% пассажиров перевезла "Сибирь", остальных обслуживала "Россия". Важно и то, что приход на местный рынок альтернативного авиаперевозчика существенно снизил базовые тарифы, которые составляли летом 3000-4000 рублей за полет в одну сторону. А дополнительные скидки позволяли авиакомпаниям конкурировать по ценам не только между собой, но еще и с железной дорогой.
"Решение ГТК "Россия выйти на рынок с демпинговыми ценами, безусловно, отрицательно сказалось на наших доходах, - признался нам директор барнаульского филиала авиакомпании "Сибирь" Владимир Финагин. - Ведь за последний год существенно выросли, в отличие от наших тарифов, цены на топливо, аэропортовые сборы и т.д." По словам господина Финагина, конкуренция с "Россией" была очень острой. "На таком направлении, как Барнаул-Москва, выполнение двух ежедневных рейсов на крупных воздушных судах неизбежно приводит к резкому обострению конкуренции и борьбе за выживание. Но наша позиция заключается в том, что Алтай - это базовый регион для "Сибири", где мы будем работать при любых условиях (...) Главная сложность в этом случае - не допустить разрушения рынка, не ввязаться в ценовые войны, так как это наносит цщерб самой компании", - сказал он.
"Сибирь" действительно все лето серьезно занималась развитие дополнительных услуг для барнаульских пассажиров. К примеру, была запущена в действие бонусная программа для часто летающих клиентов, открыта услуга по бесплатной доставки пассажиров из аэропорта Барнаула или в аэропорт. Регулярно проводились различные акции, а для агентств были разработаны и внедрены программы "Агент-бонус" и "Кассир-бонус", что позволило "Сибири" стимулировать продажи на свой рейс. "В конце концов, пассажир предпочел нашу авиакомпанию. Но нужно отметить, что наша работа носит планомерный характер и не зависит от прихода или ухода с рынка других компаний", - сказал Владимир Финагин.
А вот ГТК "Россия", по мнению многих наблюдателей, не смогла предложить клиентам комплекса аналогичных услуг. Компания не имела в Барнауле собственного филиала, она не открывала фирменных касс, да и работу с агентствами, по большому счету, не вела. Как нам сообщил директор одного из них, по понятным причинам пожелавший остаться неизвестным, однажды его и руководителей других агентств собрали в комитете по транспорту краевой администрации и задали вопрос: "Почему на "Россию" продается так мало билетов?" "Пришлось объяснить, что авиапассажиры достаточно консервативны, и заставить их перейти на другую компанию очень сложно. У меня есть клиент, который все лето с семьей принципиально летал на самолете "России" Ту-214. Но однажды он пришел и сказал, что все - надоело. Хочется качественного сервиса", - сообщил нам директор.
Однако следует признать и то, что пассажирский поток на московском направлении в октябре значительно сократился. По словам начальника отдела маркетинга авиапредприятия "Алтай" Александра Юшкова, это сокращение составило примерно 35%. Поэтому "России" стало совсем сложно соперничать с "Сибирью". Хотя некоторые эксперты отмечают, что в период выборов пассажиропоток на московском направлении мог вновь хоть и не значительно, но увеличиться. Поэтому "Россия", может быть, поспешила.
По некоторым данным, в настоящее время краевая администрация пытается найти второго авиаперевозчика, который мог бы открыть рейс из Барнаула в Москву. Называются даже претенденты - авиакомпании "Аэрофлот" и "Трансаэро". "С "Аэрофлотом" мы конкурируем на 20 линиях, а с "Трансаэро" - на семи, не считая чартерных перевозок. Поэтому мы готовы к честной конкуренции при взаимном уважении друг друга", - сказал нам Владимир Финагин. Он же подчеркнул, что еще не принято окончательного решения о повышении базового тарифа, о чем сейчас ведется много разговоров. "Возможно, наши зимние тарифы будут скорректированы в сторону повышения. Но в любом случае они будут не выше, чем тарифы в соседних с Барнаулом сибирских городах", - осторожно сказал директор барнаульского филиала "Сибири". Аналогичный прогноз сделали в комитете по транспорту и на авиапредприятии "Алтай". Будем надеяться, что эти прогнозы сбудутся.
Самое важное - в нашем Telegram-канале