Экономика

Ждет ли нас новый виток цен на ГСМ?

С нового года на некоторых алтайских автозаправках появятся налоговые посты, во многом схожие с уже действующими структурами на ликеро-водочных заводах. И это не единственное нововведение, приготовленное законодателями для розничных продавцов ГСМ еще в июле текущего года. По мнению экспертов, с их вступлением в действие бензиновый рынок станет другим, а автовладельцы могут столкнуться с очередным повышением цен на топливо при ухудшении его качества.

Порядок побьет класс

В июле текущего года президент подписал Закон №110-ФЗ с очередной порцией поправок в Налоговый кодекс. Среди прочих там были и изменения в главу 22 "Акцизы", которые практически переворачивают с ног на голову работу розничных торговцев ГСМ. Изменение порядка налогообложения бензоколонок будет проходить на фоне повышения топливных акцизов на 45%. Ставки акцизов будут составлять 3000 рублей за тонну высокооктанового бензина, 2190 рублей за тонну низкооктанового, 890 рублей - за тонну дизельного топлива.

С 1 января 2003 года уплата акцизов на бензин переносится с нефтепереработчиков на АЗС. Начисляться он будет на каждом этапе продажи от завода до конечного потребителя. А уплачиваться лишь на последнем. Предыдущие стороны смогут зачесть налог, предоставив в налоговые органы договоры купли-продажи, накладные и счета-фактуры, заверенные налоговыми инспекциями покупателей бензина. Впрочем, даже при наличии всех документов зачет сможет получить не каждый. Для этого все принимавшие участие в "цепочке" лица, от производителей до розничных торговцев, должны иметь не только документы финансового характера, но и свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Функции по их выдаче переданы налоговым органам. А получить это свидетельство не так просто. Основным требованием для этого является наличие у претендента в собственности соответствующих мощностей по хранению, отпуску нефтепродуктов и т.д.

Чтобы вся эта новая система работала, налоговики решили ввести налоговые посты на предприятиях-производителях и продавцах нефтепродуктов. Как сообщается в пресс-релизе МНС РФ, заниматься они будут "контролем за соответствием объемов сырья, поступивших на заводы, фактическим объемам произведенных нефтепродуктов, сверку данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами отгруженной продукции, а также объемов фактических остатков, находящихся в складских помещениях и резервуарах". То есть, практически тем же, чем занимаются сегодня налоговые посты на ликеро-водочных заводах.

Новый передел

Барнаульские розничные продавцы бензина категорически отказываются комментировать новый порядок налогообложения. Как заверил нас один из менеджеров, просивший не называть его имени в газете, "остается еще очень много вопросов по практике применения нового порядка и получения свидетельства, комментировать еще нечего".

Однако это не совсем так. С тем, что новая система очевидно выгодна одним и совсем неприемлема для других игроков рынка, спорить трудно. Во-первых, от работы с бензином отрезается целый пласт компаний, которые не имеют в собственности соответствующих мощностей. Они не получат свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, а следовательно, продавать им бензин никто не согласиться из-за невозможности зачесть налог. Можно, конечно, в тексте договора купли-продажи предусмотреть штрафные санкции за не предоставление документов, однако это все равно менее выгодно, чем работа с "официально признанными" структурами. С суммы штрафа придется заплатить налог на прибыль и НДС.

Между тем, такие игроки на рынке присутствуют. Не секрет, что некоторые оптовики торгуют бензином лишь на бумаге, что, разумеется, не подразумевает наличия нефтехранилищ и тому подобных вещей. Правда, их точное число установить не удалось: в краевой нефтяной инспекции, являющейся подразделением Госэнергонадзора, нам сообщили, что при лицензировании вопрос о наличие в собственности оборудования не рассматривается. А потому нет и объективной статистики на этот счет.

Объективно же выигрывают крупные нефтяные компании, подавляющее большинство которых строятся по вертикальному принципу - добыча, переработка, оптовая и розничная торговля. Так что, судя по всему, розничные торговцы, находящиеся в структуре нефтяников, могут быть спокойны - конкуренция со стороны независимых продавцов бензина им теперь не грозит. Покупать бензин "независимые" будут вынуждены с оптовых баз крупных нефтяных компаний, поскольку у независимых оптовиков таких баз в собственности нет. А нефтяники наверняка предложат им менее выгодные условия, чем "дочерним" бензоколонкам. Между тем, по оценке специалистов нефтяной инспекции "независимых" розничных торговцев ГСМ сегодня около 50%. Правда, они стараются не афишировать свою самостоятельность. Возможно, в ближайшем будущем этой самостоятельности они и вовсе лишатся.

Дорого и сердито

Автолюбителям, далеким от борьбы за бензиновый рынок и налоговой политики государства, есть о чем беспокоиться. По оценкам экспертов все эти нововведения вполне могут поднять конечную цену на литр бензина. И повлияет на это не только снижение конкуренции на рынке. В первую очередь цены подхлестнет увеличение акцизов. По оценкам инициаторов повышения акциза в правительстве, бензин марки АИ-92 с 1 января будет стоить 11-12 рублей за литр. Однако, по мнению участников рынка, оптимизм чиновников редко сбывается. Стоит вспомнить хотя бы введение НДС на лекарства в начале этого года, когда цены поднялись на 30-50% вместо планировавшихся 5-15%. Пессимистические оценки колеблются от 15-16 до 27-28 рублей за литр АИ-92. Последний не самый приятный прогноз дал исполнительный директор Волгоградской топливной ассоциации Сергей Летяев, обосновав его практическими расчетами. По его мнению в цену будут закладываться риски производителей при получении налогового зачета (в размере акциза), свои риски заложит в цену и оптовик (подробнее ознакомиться с расчетами можно по адресу в интернет www.smta.ru).

Более того, эксперты уверяют, что теперь можно ожидать и снижения качества реализуемого топлива. Не секрет, что как только повышаются цены на водку, следует и мгновенный рост потребления, а, соответственно, и производства суррогатов. Похожий сценарий, по мнению экспертов, ждет и бензиновый рынок. Увеличение налогов здесь так же автоматически ведет к поиску возможностей компенсировать потери. Одна из таких возможностей - прямогонный бензин. Это продукт нефтепереработки с низким октановым числом и большим количеством примесей. С помощью различных присадок его вполне возможно выдать за АИ-92. Сегодня акцизами такой бензин не облагается, а с 1 января на него вводится нулевая ставка. То есть в бухгалтерской отчетности проводить его нужно, а акциз платить - нет.

Как все будет на самом деле мы узнаем только в феврале 2003 года, когда будут подведены первые итоги нового порядка. Однако скорее всего цены будут расти уже с декабря. Это нормальная и вполне обычная реакция рынка на неопределенность.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость