Банковские МФО и рост рынка
МФО — это компании, не являющиеся банковскими организациями и выдающие займы физическим и юридическим лицам, обычно на небольшие суммы и на короткий срок. После ужесточения системы регулирования многие банки, чтобы не терять благонадежных клиентов, стали тестировать новый формат обслуживания, создав так называемые «банковские МФО». Продуктовая линейка таких кредитных организаций довольно обширна — они выдают необеспеченные потребительские займы, займы на покупку товаров на маркетплейсах, залоговые и другие виды займов.
Благодаря новому подходу к обслуживанию, только в 2024 году доля банковских МФО на рынке микрозаймов выросла с 35% до 45%. В текущем году рост продолжается, эксперты считают, что конкуренция усилится, и классические МФО уступят пальму первенства банковским.
Рынок микрокредитования в цифрах
В первом квартале прошлого года совокупный портфель кредитов, выданных МФО, составил 351,33 млрд. рублей, 125,91 млрд. из которых приходились на банковские МФО. Во втором квартале показатели составили 377,67 млрд. и 137,59 млрд. рублей, соответственно.
В третьем квартале рост продолжился: всего МФО выдали займов на 405,1 млрд рублей, из которых 161,96 млрд приходились на банковские организации. Показатели четвертого квартала 2024 года еще более внушительные: 458,6 млрд и 204,98 млрд, соответственно.
Почему растет рынок микрокредитования
Получить кредит в банке сегодня стало сложнее. На решение о его выдаче влияет множество факторов, но все чаще с отказом сталкиваются те, кто имеет хорошую кредитную историю. Именно поэтому, многие выбирают займ онлайн.
Как классические, так и банковские МФО в этом отношении выигрывают сразу по нескольким причинам:
- рассмотрение заявки и получение займа в течение короткого времени (от нескольких минут до нескольких часов);
- высокий процент одобрения;
- отсутствие необходимости собирать справки и подтверждать доход (некоторые организации требуют подтвердить наличие трудоустройства);
- гибкая политика МФО;
- работа без праздников и выходных, в режиме «24/7»;
- возможность получить займ онлайн, не посещая офиса банка или МФО лично.
Чтобы привлечь клиентов, МФО часто проводят акции, например, предоставляют первый займ под минимальные проценты (иногда — под 0%). В некоторых организациях можно взять займ, имея плохую кредитную историю. В банках на подобные условия рассчитывать не приходится.
Если говорить о структуре рынка банковских МФО, то большая часть займов приходится на сегмент «займы до зарплаты» (как, например, А деньги). Взять крупную сумму также возможно — все зависит от конкретной организации и ее политики.
Рег. номер записи в реестре МФО: 2203045009821 от 03.03.2022
Самое важное - в нашем Telegram-канале