Замедление бизнес-кредитования
2025 год начался в условиях высокой ключевой ставки ЦБ (21%) и роста налогов. Многие эксперты тогда предположили: деловая активность замедлится, спрос на кредиты упадет. Отдельные горячие головы даже предположили: такая ставка убьет все живое. Впрочем, преувеличили.
«Кредитование бизнеса в этом году замедлилось, но не остановилось. Темпы роста постепенно возвращаются к сбалансированным. На 1 сентября годовой прирост кредитов бизнесу Алтайского края составил 7,7%», — описал ситуацию Андрей Иванов, управляющий Отделением по Алтайскому краю Сибирского ГУ ЦБ.
А вот кредиты населению в самом деле стали менее востребованными.
«На 1 сентября 2025 года кредитный портфель розничных заемщиков Алтайского края снизился на 7,7% по сравнению с аналогичной датой прошлого года. Это не падение, а отражение сильного перегрева в прошлые годы. Да, задолженность стала меньше, чем в прошлом году, но объем выдач сопоставим с 2021 годом, когда темпы были ближе к сбалансированным», — прокомментировал Андрей Иванов.
Ухудшение условий для бизнеса
Тем не менее эксперты всерьез говорят о росте уязвимостей в экономике, связывая это в том числе с высокими ставками по кредитам.
По данным Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, на конец третьего квартала на обслуживание процентов по займам компании отдают 36% прибыли.
Василий Герман, директор лизинговой компании «Дельта», обратил внимание на кризис неплатежей в цепочке поставок и увеличение сроков оплаты до 60–120 дней.
Рост просроченной задолженности поставщикам и подрядчикам констатирует и Росстат. Только в Алтайском крае в конце августа просрочка достигла 8,75 млрд рублей, тогда как годом раньше показатель составлял 6,36 млрд.
Между тем отдельные сегменты экономики чувствуют себя хуже других — это малый и микробизнес, говорит Дмитрий Тюнин, врио председателя правления Сибсоцбанка и глава Алтайского банковского союза.
«Мы это ощущаем, что называется, на кончиках пальцев, и сейчас есть большой запрос от малого и микробизнеса на рефинансирование беззалоговых кредитов», — объясняет Тюнин.
Такие кредиты «малыши» брали по высоким ставкам в надежде на скорое улучшение ситуации.
«Понимая, что период высоких ставок затягивается, они ищут беззалоговое рефинансирование, а для малого и микробизнеса его нет», — добавляет он.
Эти проблемы могут обернуться для банков ухудшением качества кредитного портфеля — ростом проблемных кредитов.
Доля таковых в корпоративном портфеле банков в течение года составляла 4,2% от портфеля (в среднем по стране). А в рознице отмечается умеренный рост: по данным за август, доля просрочки — 6,1% от портфеля, это +0,1% к июлю.
Смягчение условий кредитования
Это хорошая новость. После июньского снижения ключевой ставки условия кредитования стали улучшаться.
«По данным ежеквартального опроса банков в Алтайском крае, условия кредитования в третьем квартале 2025 года смягчились, реагируя на снижение ключевой ставки, которое началось в июне этого года. Неценовые условия кредитования смягчились для розничных клиентов: наиболее заметно — в потребительском кредитовании», — рассказал Андрей Иванов.
В розничном кредитовании самый показательный пример смягчения условий в ответ на снижение «ключевика» — ипотека: она буквально взлетела уже в июле.
По данным портала наш.дом.рф, в июле 2025-го жители края взяли ипотечные кредиты почти на 4,4 млрд рублей. Для сравнения: в июне — лишь на 3 млрд.
«Снижение ключевой ставки несколько оживило ипотечный рынок, вернув на него часть отложенного спроса, — комментирует Дмитрий Горбунов, управляющий ВТБ в Алтайском крае и Республике Алтай. — По мере снижения ключевой ставки оживляется спрос на вторичное жилье, снижение доли госпрограмм компенсируется растущим разнообразием рыночных предложений».
Однако эксперты не прогнозируют дальнейшего смягчения в ближайшее время.
«Конкуренция банков за депозиты физических лиц в этом году продолжилась. То один, то другой банк начинают задирать ставки по депозитам. А мы понимаем: если в банке высокие ставки по вкладам, то трудно ожидать снижения ставок по кредитам в краткосрочном периоде», — сказал Дмитрий Тюнин.
«Накопительное» поведение
Население продолжает бойко нести деньги в банки. И даже некоторое снижение ставок по депозитам не ослабило интерес к сбережениям.
По данным ЦБ, за первые восемь месяцев объем сбережений жителей края в банках увеличился на 9%, или на 36 млрд рублей. Общий объем средств населения — 436 млрд.
Банкиры отмечают, что, во-первых, все больше клиентов интересуются инвестиционными инструментами для сбережений, а во-вторых, набирают популярность вложения по программе долгосрочных сбережений, которую поддерживает и софинансирует государство.
Сохранение устойчивости банков
Годы тренировок в ходе дефолта, «черных вторников» и трехзначной ставки ЦБ в 1990-х и кризисов 2000-х заставили банкиров не то чтобы полюбить такую турбулентность. Скорее создать бизнес-модель для выживания в любой меняющейся ситуации.
«У нас все хорошо, с поставленными задачами справляемся, но можно отметить снижение рентабельности», — описал ситуацию Дмитрий Тюнин. Большинство спикеров говорило примерно о том же.
Цифра
224 млрд составляют расходы краевого бюджета 2025 года, по последним данным. То есть жители края хранят в банках два краевых бюджета — 436 млрд.