Хобби востоковеда Можейко
Библиография фантаста Кира Булычёва включает несколько сотен рассказов, повестей, романов. По его произведениям снято более 30 фильмов. Он был удивительным автором, хотя в реальности такого писателя не существовало - это псевдоним историка Игоря Всеволодовича Можейко. Автор работал в Институте востоковедения и опасался, что вымыслы сочтут недостаточно серьёзным и неподобающим научному сотруднику занятием.
Писать фантастику он начал в 1965 году, но кто "прячется" за псевдонимом Кир Булычёв, выяснилось лишь спустя 15 лет, когда в 1982 году автор получил Государственную премию СССР за сценарии к фильму "Через тернии к звёздам" и мультфильму "Тайна третьей планеты".
Выбор псевдонима, как и всё творчество Игоря Всеволодовича, был движим любовью. Имя Кир, изначально Кирилл, он взял по имени жены - художницы и иллюстратора Киры Сошинской. Булычёв - от девичьей фамилии матери. А самую известную свою героиню автор назвал в честь дочери Алисой. Приключения Алисы Селезнёвой стали важным пластом советской и российской культуры.
Прекрасная далёко
Обаятельный образ главной героини из XXI века, боготворили несколько поколений советских школьников с 1965 года, когда Булычёв только начал выпускать первые рассказы. Сборники "Девочка с Земли" (1974), "Сто лет тому
вперёд" (1978), "Миллион приключений" (1982), "Девочка из будущего" (1984) - лучшие в серии. Образ Алисы дети приняли так горячо, потому что она была близка им - простая девочка, где-то непоседливая, где-то отважная, но в то же время живая и как будто "своя". Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Закрепил всенародную популярность Алисы телесериал, который вышел на экраны в 1985 году.
Режиссёр Павел Арсенов всегда снимал серьёзные, взрослые фильмы, и никто не ожидал, что он вдруг займётся фантастической "стрелялкой" для детворы. Но однажды в поезде Павел Оганезович разговорился с режиссёром Ричардом Викторовым, который снял "Москву - Кассиопею" и "Через тернии к звёздам". Викторов предложил коллеге попробовать себя в новом жанре. Арсенов был знаком с Киром Булычёвым, написавшим книгу "Сто лет тому вперёд" о приключениях Алисы, и загорелся идеей.
Успехи и провалы
Фильм "Гостья из будущего" стал одним из столпов советского детского кинематографа. Все девочки хотели быть похожими на Алису, которую сыграла Наталья Гусева. Все мальчики мечтали о том, чтобы Наташа таким же чудом, как в кино, оказалась новой ученицей в их классе.
Сериал получился добрым, по-настоящему светлым и до неприличия идиллическим: имосковская школа, и её ученики, и больница, в которую попадает главная героиня, и сама Москва выглядели так, что неискушённому зрителю могло показаться, будто жизнь в настоящем уже вполне прекрасна. Злодеи в телефильме скорее забавляли, чем пугали, а картины будущего и спецэффекты выглядели мило и наивно.
Однако, помимо удачных экранизаций, были и провалы. Например, вышедший в 1988 году "Остров ржавого генерала" публика практически не заметила. Сам Булычёв считал, что создатели промахнулись с выбором актрисы на роль Алисы. Но вот в картине "Лиловый шар" героиню, как и в "Гостье из будущего", сыграла Наташа Гусева, а такого же успеха лента не имела. Причина, скорее всего, была в том, что Наташа повзрослела, а для фильма с наличием Бабы-Яги и других сказочных персонажей это оказалось критично. Да и примитивность спецэффектов снижала впечатление. И вот новая попытка вступить на "тропу Алисы".
Совсем другая история
Главное, чего ждать нельзя ни в коем случае: экранизации одноимённой повести или ремейка "Гостьи из будущего". Новый фильм с ними связан лишь именами персонажей и отдельными сюжетными ходами, в остальном это бурная фантазия сценаристов.
Коля (Марк Эйдельштейн) уже не 12-летний мальчик, а старшеклассник, который увлекается не космосом и инженерией, как его литературный предшественник, а компьютерными играми и рэпом. Случайно попав в Москву будущего, он знакомится с Алисой (Даша Верещагина), чья внешность также далека от канона: теперь это юная девушка с розовыми волосами, дерзким взглядом и отменными боевыми навыками. Их она неоднократно продемонстрирует зрителям: в фильме много батальных сцен.
Задолго до Гарри Поттера в Советском Союзе появилась героиня, которую буквально обожали мальчики и девочки.
В будущем Земля воюет с космическими пиратами. Земляне практически победили, но злодеи отправляются на машине времени в прошлое, чтобы изменить ход истории. Помешать им пытается взрослая Алиса Селезнёва, которая отправилась в прошлое спасать маму. Какие уж тут гонки за миелофоном, тут нечто среднее между первой частью "Терминатора" и "Стражами Галактики".
Будущее, по версии создателей, имеет хищный облик, хотя и не лишено красоты в духе картинок, созданных нейросетями. Сами создатели признают, что намеренно добивались клиповой стилистики от своего проекта. К счастью, в от оригинальной концепции осталась та самая культовая музыка - "Прекрасное далёко". Романтическая линия тоже присутствует, ведь в новой экранизации Коля и Алиса вполне взрослые, а значит, способны на большее, чем просто пионерская дружба.
Пока ярые фанаты "Гостьи" покрываются пунцовой краской, предположим, что всё может оказаться куда лучше, чем кажется. Повторения пройденного спустя 40 лет и не требуется, и Алиса Селезнёва нового времени может быть иной. Ведь мы сами в настоящем меняем будущее, и если вместо очаровашки в пионерском галстуке перед вами предстанет суровый межгалактический боец а-ля лейтенант Эллен Рипли, то новая Алиса ответит вам хриплым голосом: "Не мы такие, жизнь такая!" А Фёдор Бондарчук даже уверяет, что "Сто лет тому вперёд" могут открыть новую российскую фантастическую киновселенную.
По крайней мере, этого очень хочется. Алиса Селезнёва этого заслуживает.