Смех сквозь слёзы
Не будь Вицин интровертом, он не стал бы великим комиком - в этом ещё один из парадоксов этой личности. Именно из-за закрытости Вицина в любом из героев артиста чувствовалась глубина, второй план. Даже в самых вроде бы однозначных.
Он играл жеманного сэра Эндрю в "Двенадцатой ночи" и трепетного Васю Веснушкина в "Запасном игроке", застенчивого Костю Канарейкина из фильма "Она вас любит" и благородного вора в "Деловых людях", инфантильного Бальзаминова и пошловатого пана Цыпу в телехите 1970-х "Кабачок "13 стульев". И каждый из этих героев вызывал не только смех - в каждом были лирика и печаль.
Даже образ Труса в комедиях Леонида Гайдая - на первый взгляд, чистая маска! - получился удивительно тонким. Трус временами вовсе и не казался трусом, в нём виделся рефлексирующий интеллигент: рассеянный, не очень приспособленный к жизни, но в минуту отчаяния способный на решительный поступок.
Потеряли драматического артиста, но приобрели комика
В кино Вицин пришёл, когда ему уже было за тридцать. До этого режиссёры его не замечали. Но актёр на них не обижался: "Нос у меня длинный, фигура тощая да нескладная, вот и не замечали". Но однажды Григорий Козинцев, увидев его кинопробы, воскликнул: "Худоба! Нос! Вылитый Гоголь!" И пригласил на роль Николая Васильевича в фильм о Белинском, потом в ленту "Дон Кихот".
Когда Козинцев узнал, что Вицин снимается у Гайдая, схватился за голову: "Какого драматического артиста потеряли!" А Григорий Александров, у которого Вицин тоже сыграл Гоголя в картине "Композитор Глинка", восхищался: "Зато какого комика приобрели!"
Один из великой тройки ВиНиМор
Известность к Вицину пришла после его работы в фильмах "Запасной игрок" (1954), "Максим-Перепелица" (1955), "Девушка с гитарой" (1958). А самый успешный виток творческой жизни у актёра начался с воплощения им на экране образа Труса в кинокомедиях Леонида Гайдая. Вместе с Юрием Никулиным, сыгравшим Балбеса, и Евгением Моргуновым, сыгравшим Бывалого, Вицин стал своего рода собирательным образом общественных пороков.
Роль Труса Вицин исполнил блестяще - этакого мнительного интеллигента-забулдыгу из коммунальной квартиры, вздыхающего и сетующего
на судьбу.
Жил в гармонии с миром
Георгий Михайлович совершенно не соответствовал представлению о брутальном "настоящем мужчине", столь распространённому в артистических кругах. В отличие от большинства собратьев по цеху, искренне полагавших, что "место актёра в буфете", Вицин к своему здоровью относился ответственно - он был йогом со стажем.
К такой зацикленности на ЗОЖе партнёры относились по-разному. Одни равнодушно, другие скептически, а некоторые высказывались довольно резко. Например, Нонна Мордюкова, во время съёмок "Бальзаминова" заявила Вицину: "Разве ты мужик? Не пьёшь, не куришь, к женщинам не пристаёшь. Ты же труп!"
Но в его нерушимой "правильности" не чувствовалось ничего постного - просто человек жил в гармонии с собой и миром. Наверное, поэтому Вицин и выглядел так молодо: ведь чем старше становятся люди, тем явственнее на их лицах проступают слабости, разочарования, дурные мысли, плохие поступки.
А у Вицина с возрастом были прямо-таки мистические отношения: в юности он легко и убедительно изображал стариков, в зрелом возрасте - юношей. Десятиклассника в одном из спектаклей по пьесе Виктора Розова сыграл в 40, 25-летнего Бальзаминова - в 46. Пересмотрите фильм - разве возможно поверить, что артисту столько лет?