Ловкость рук: какие реальные похищения легли в основу известных криминальных фильмов

21 августа 1911 года смотрители Лувра обнаружили пропажу одного из величайших произведений искусства - портрета Мона Лизы, написанного в XVI веке итальянцем Леонардо да Винчи. Все силы парижской полиции были подняты на ноги. Был уволен директор Лувра, который буквально за год до происшествия высокомерно пошутил, дескать, "совершить из музея кражу так же легко, как унести с собой собор Парижской Богоматери". Предлагаем вам вспомнить несколько фильмов, созданных по мотивам реальных похищений.

"Старики-разбойники".
"Старики-разбойники".
Кадр из фильма.

"Большое ограбление поезда" (1979)

О чём. В 1855 году во время Крымской войны британская корона отправила солдатам жалованье прямо на фронт в виде... слитка золота достоинством 25 000 фунтов стерлингов. Его переправляли поездом из Лондона, но некий Эдвард Пирс (Шон Коннери) решает похитить слиток. Однако ему предстоит решить очень сложную задачу - достать четыре ключа от сейфа, которые хранятся у четырёх стражников...

"Большое ограбление поезда".
Кадр из фильма.

Реальное преступление. Ограбление поезда действительно произошло в 1855 году. Его совершили четыре грабителя - Пирс, Эгар, Бургесс и Тестер. Золото, которое и стало добычей преступников, везли в сейфе. Четыре ключа от сейфа хранились на железнодорожных вокзалах - два в Лондоне и два в Фолкстоне. Их украли Бургесс и Тестер, работавшие на железной дороге: один - охранником, а другой - клерком. Сделав дубликаты, они вернули оригиналы ключей на место. Удивительно, но вагон, в котором везли золото, не был заперт снаружи, что очень сильно облегчило задачу преступникам. Полиция даже не была уверена, что золото похитили именно в пути, а не раньше или позже. Всё выяснилось лишь годы спустя, когда Эгара поймали за другое преступление, а его сообщники присвоили себе его долю, вместо того чтобы отдать ее подружке Эгара, как было уговорено. Узнав об этом, вор решил отомстить дружкам и сдал их с потрохами.

За кадром. Во время съёмок фильма то и дело случались различные ЧП. Например, Шон Коннери, который без дублёров выполнял трюки на крыше движущегося поезда, неожиданно обнаружил, что состав едет вдвое быстрее, чем
должен. Исполнитель роли агента 007 тем не менее все трюки выполнил самостоятельно. Но когда жена Коннери увидела картину, она пришла в ярость от того, что её муж подвергал свою жизнь такому риску.

"Возвращение "Святого Луки" (1970)

О чём. Бежавший из заключения вор Карабанов крадёт из музея картину Франса Халса "Святой Лука". Полковник милиции Зорин (Всеволод Санаев) в трудном поединке с матёрым преступником, пытающимся продать картину иностранному "туристу", одерживает победу: произведение искусства остается в Советском Союзе...

"Возвращение "Святого Луки".
Кадр из фильма.

Реальное преступление. Если в фильме похититель - профессионал, то в реальности действовал дилетант. Это можно было понять уже по тому, каким образом украли картину "Евангелист Лука" из Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина. Она была варварски вырезана тупым ножом прямо из рамы. Однако найти этого дилетанта оказалось непросто. Если персонаж Санаева чётко знал, кого, где и как искать, то у следователей, которые вели это дело в реальности, зацепок практически не было. Делом даже занялись люди из КГБ. Они перетрясли практически всех коллекционеров, а также некоторых иностранцев: заказы на кражу произведений искусства в те годы нередко поступали из-за границы. Увы, всё было тщетно. Картину уже начали считать безвозвратно потерянной, но вдруг... Как-то к импозантному мужчине, который зашёл в магазин "Грампластинки" на Новом Арбате, подошёл неприметный, человек и предложил купить известное полотно за 100 000 рублей - неслыханную по тем временам сумму. Элегантный господин оказался вовсе не иностранцем, как подумал преступник, а советским гражданином, работником посольства ФРГ и... сотрудником КГБ. "Иностранец" пообещал подыскать клиента, и тут же была разработана операция, в результате которой и были пойманы похитители "Луки".

Интересный факт

"Евангелист Лука" Франса Халса был куплен в 1771 году в Гааге аукционистом и комиссионером Эйфером - доверенным лицом Екатерины II, которая поручила eму закупить картины для Эрмитажа. В 1812 году Александр I приказал найти в Эрмитаже картины для украшения католических церквей Таврической губернии и "Лука" оказался в Одессе. Картина была привезена в Москву в рамках временной экспозиции в Пушкинском музее, откуда и была похищена в 1965 году.

За кадром. "Возвращение "Святого Луки" - первый фильм трилогии о похождениях полковника Зорина (два других - "Чёрный принц" и "Версия полковника Зорина"). Когда работа вернулась в музей, его сотрудники пришли в ужас от того, как хранился шедевр: преступники, свернув бесценное полотно в рулон, держали его за русской печью. В результате краска сильно потрескалась. И только благодаря неимоверным усилиям одного из лучших советских реставраторов, Семёна Чуракова, который трудился более двух лет, "Евангелист Лука" был восстановлен.

"Визит к Минотавру" (1987)

О чём. Следователю прокуратуры Стасу Тихонову (Сергей Шакуров) поручают расследовать кражу в квартире артиста Льва Полякова. Преступление напоминает банальный взлом с целью хищения, если бы не пропажа легендарной скрипки Страдивари "Санта-Мария". В ходе расследования выясняется, что скрипка и была главным объектом интересов грабителей. Параллельным сюжетом и изложена жизнь Антонио Страдивари - знаменитого мастера струнных инструментов.

"Визит к Минотавру".
Кадр из фильма.

Реальное преступление. Фильм - экранизация романа братьев Вайнеров, в основу которого легла история об ограблении скрипача Давида Ойстраха. В 1968 году, когда музыкант был на гастролях, из его московской квартиры вынесли более 4 кг золота, валюту на сумму $120 000, коллекцию старинных часов и другие драгоценности. Но Вайнеры посчитали, что всё это слишком прозаично, и вплели в сюжет историю с кражей редкой скрипки. На самом же деле скрипку преступники не тронули, попросту решив, что её будет трудно продать. Кстати, Ойстрах был владельцем нескольких уникальных скрипок, одну из которых - скрипку мастера Гварнери - ему подарила бельгийская королева (правда, этот инструмент на момент кражи в квартире отсутствовал: музыкант взял его с собой на гастроли). Самая "скромная" из скрипок - тех самых, которые воры посчитали бесполезными, - была сделана знаменитым французским скрипичным мастером Вийомом и стоила $700 000.

За кадром. В фильме зрители видят настоящую скрипку Гварнери - ту самую, которую музыканту подарила королева. Примечательно, что через 9 лет после выхода фильма на экраны, в мае 1996 года, этот инструмент на самом деле был украден. Но уже не у Ойстраха, а из Московского государственного музея музыкальных инструментов имени М. Глинки, где скрипка хранилась после смерти скрипача. Ещё более интересен тот факт, что, по признанию самих преступников идея о краже скрипки у них родилась после просмотра фильма "Визит к Минотавру".

"Ограбление на Бейкер-стрит" (2008)

О чём. Терри (Джейсон Стэтхэм) владеет убыточной фирмой по продаже автомобилей. После неприятного разговора с кредиторами он встречает старую знакомую, которая предлагает ему ограбить банк и одним махом решить все финансовые проблемы. Однако идея ограбления изначально принадлежит сотруднику британской контрразведки. Тот, видите ли, желает выкрасть компромат на члена королевской семьи из "личной ячейки" под номером 118...

"Ограбление на Бейкер-стрит".
Кадр из фильма.

Реальное преступление. В 1971 году один из банков, расположенный на знаменитой Бейкер-стрит в Лондоне, подвергся ограблению. Было украдено 500 000 фунтов стерлингов - огромная сумма по тогдашним временам. Однако, если верить создателям фильма, истинным мотивом преступления были не деньги. Ограбление подстроили для того, чтобы вытащить из банковского сейфа фотографии, компрометирующие принцессу Маргарет, сестру британской королевы Елизаветы II. Так ли всё обстояло на самом деле, доподлинно неизвестно. Правду мы узнаем только 1 января 2054 года - именно в этот день документы, имеющие отношение к делу, будут рассекречены.

За кадром. Самые большие трудности возникли у режиссёра во время съёмок сцены в борделе. Всё дело в том, что 35 лет тому назад британские жрицы любви не знали о существовании бразильской эпиляции и в самом "стратегическом месте" имели весьма густую растительность. Так вот, актрисам, исполняющим роли проституток, предложили раздеться и нацепить так называемые интимные парики, которые, как назло, постоянно сваливались. В общем, эту сцену снимали целую вечность...

Ссылка на эту страницу
Комментарии
Рассказать новость