За 43-летнюю карьеру артист успел сыграть множество ролей. Крепкий, брутальный бородач с лихим прищуром играл бандитов и спартанцев, цыган и князей. Но лишь немногие знали, что за густой бородищей и суровым взглядом скрывается мягкий, неконфликтный добряк. Борис никогда не устраивал публичных скандалов, хотя любил от души погулять с друзьями, не выносил на страницы "жёлтой" прессы и глянцевых журналов подробности своих разводов и романов с красивейшими женщинами нашей страны, никогда не бравировал своей дружбой с известными людьми, прежде всего с Владимиром Высоцким. Он всегда как бы находился немного в тени своих, может, чуть более успешных товарищей по творческому цеху. За вечную отзывчивость и готовность помочь любому страждущему коллеги по театру даже дали Хмельницкому прозвище Бэмби.
Армейская выправка по наследству
Борис Алексеевич появился на свет 27 июня 1940 года в Уссурийске Приморского края в семье офицера Красной армии. В годы войны родители отправили Бориса и его сестру Луизу к дедушке, проживающему в тайге. Здесь маленький Борис приобщился к природе и впоследствии не раз с восхищением рассказывал о впечатлениях детства.

После окончания войны дети вернулись к родителям. Отец Бориса заведовал окружными Домами офицеров, его не раз переводили из одного города в другой, так что юному Хмельницкому пришлось немало попутешествовать по стране от Дальнего Востока до Украины. В то время Дома офицеров были настоящими центрами культуры, и Борис "варился" в этой атмосфере. Неудивительно, что в будущем он видел себя актёром. Правда, было одно препятствие: недуг, полученный мальчиком ещё в раннем детстве.
Случай в тайге
Когда маленький Боря Хмельницкий жил у дедушки в тайге, во время лютых морозов дед притащил домой петуха. Ночью птица чего-то испугалась и прыгнула на спящего мальчика. С тех пор Боря начал заикаться. Когда Борису исполнилось 12 лет, его направили на лечение к киевскому профессору. Это была методика философа Демосфена - набрать камешки в рот и перекрикивать шум волн... Моментального эффекта ждать не приходилось, в школе над заиканием Бориса смеялись. Он в ответ дрался. Так что жизнь в большом городе помогала прежде всего сформировать характер. Лечение помогло, но иногда во время сильного волнения, заикание снова возвращалось.
Но как можно было мечтать о ролях в театре и кино, если ты от волнения не можешь сказать без запинки и двух слов? Как рассказывал сам актёр, частично от этого недуга его излечил знаменитый экстрасенс Вольф Мессинг, который был другом семьи Хмельницких. Мессинг знал о Бориной мечте, и вот однажды он пришёл в гости, посадил его рядом с собой на диван, взял за руку и сказал: "Ты не должен ничего бояться. Знай, что Вольф Мессинг всегда с тобой". Удивительно, но на вступительных экзаменах в Щукинское театральное училище Борис ни разу не запнулся.
"Сбреешь - уволю из театра!"

Говорят, полностью от заикания Хмельницкий не избавился никогда. Но оно стало гораздо слабее, когда актёр пришёл в знаменитый Театр на Таганке к режиссёру Юрию Любимову. Секрет прост: мэтра совершенно не смущал недостаток актёра. Например, когда Хмельницкий изображал Маяковского и его сразил особенно сильный приступ заикания, Любимов заявил, что актёр ещё никогда не играл лучше: "Пусть думают, что это я так выдумал специально! Да, настоящий Маяковский не заикался, но у него и бороды не было, как у тебя..."
Кстати, бородой Хмельницкий тоже обязан Любимову. Актёр отрастил её на съёмках фильма "Князь Игорь" и попался режиссёру в таком виде. Любимов заявил: "Сбреешь - уволю из театра!" В результате борода стала такой неотъемлемой частью образа Хмельницкого, что на ранних фотографиях, где её ещё нет, его мало кто узнаёт.
Вообще же, на Таганку Хмельницкий (или Хмель, как называли его друзья) попал достаточно случайно. Он был младше тех студентов, которые составили костяк будущего популярного театра, но, поскольку Борис был очень музыкален, Юрий Любимов привлёк его к написанию песен для знаменитого спектакля "Добрый человек из Сезуана", с которого и началась Таганка. Потом пошло-поехало...
Вершинин в "Трёх сёстрах" Чехова, Разумихин в "Преступлении и наказании" Достоевского, Галилео Галилей в "Жизни Галилея" Брехта, Крямин в "Пугачёве" Есенина, Воланд в "Мастере и Маргарите" Булгакова - эти и другие роли сделали Хмельницкого любимцем многочисленных зрителей Таганки.
Бэмби - супермен из Таганки
Борис Хмельницкий более 20 лет был верен Таганке, но в 1982 году всё-таки написал заявление об увольнении. Тогда в театре ставили спектакль "Мастер и Маргарита". Хмельницкого вместе со Смеховым и Соболевым назначили на роль Воланда. Первым составом шёл именно Хмельницкий. Но спустя совсем недолгое время роль стал исполнять другой актёр. Существуют различные версии этой истории, и сейчас уже невозможно выяснить, как и почему Хмельницкий оказался в ситуации, когда он вынужден был бороться за роль князя тьмы.

Но судя по всему, совершенно не в его характере было расталкивать коллег локтями, несмотря на то что его актёрская биография, особенно в кино, состоит преимущественно из ролей весьма боевитых мужчин. Хмельницкий ушёл из театра, но никогда, ни в одном интервью не сказал ни одного плохого слова про Таганку. За это врождённое миролюбие и доброжелательность в т еатре его называли Бэмби, хотя образ маленького оленёнка мало вяжется с роскошным красавцем мужчиной, которым все помнят Бориса Хмельницкого.
Ни к Андрею Гончарову, ни к Николаю Губенко, которые звали его к себе, он не пошёл. Умение помнить только хорошее - одно из редких в наше время качеств. Борис Хмельницкий им обладал вполне: ежегодно он устраивал концерты памяти друга, Владимира Высоцкого, был инициатором установки памятника поэту и никогда не осуждал его ни за свои несыгранные роли, ни за пристрастие к алкоголю. Актёр и сам, чего греха таить, любил выпить, был известным балагуром и жизнелюбом.
Какая фактура!
Сразу после окончания театрального училища молодой актёр яркой внешности привлек внимание украинских режиссёров, склонных к артхаусным экспериментам. После того как Леонид Осыка заметил его в поэтическом спектакле Таганки "Павшие и живые", Борис Хмельницкий дебютировал в кино.

Его роль в драме "Кто вернётся - долюбит" называется "поэт-солдат" и служит олицетворением человечности в бесчеловечных условиях войны. Казалось бы, в сдержанной эстетике этого фильма от актёра требуется очень немногое: просто быть красивым и выразительно выполнять элементарные бытовые действия - например, пить из кружки. Но художественный эффект тут достигается за счёт того, что честно и безыскусно проявленные на лице безукоризненные душевные качества героя становятся важнее, чем актёрский технический инструментарий. Первое вообще в жизни встречается реже, чем второе, и, возможно, в этом (а не только в эффектных внешних данных) заключался основной актёрский козырь Бориса Хмельницкого: ему не надо было прилагать усилий, чтобы сыграть прекрасного человека, потому что он им и правда был.
Борис выглядел бесспорным романтическим героем. У него была несоветская внешность, поэтому ему часто давали играть рыцарей и князей - умных, могучих, с пронзительным взглядом.
Суровый лик доброго разбойника
С бородой актёр уже не расставался после роли итальянского морского офицера Вильери в "Красной палатке" Михаила Калатозова, и эта деталь облика добавила ему суровости, превратив из чувствительного юноши в мужчину, способного на резкие поступки. В этом качестве Борис Хмельницкий оказался незаменим для мастера рыцарских баллад Сергея Тарасова, разглядевшего в нём прирождённого вольного стрелка - первый фильм о нём, "Стрелы Робин Гуда", вышел в 1975 году.

Сергей Тарасов снял Бориса Хмельницкого ещё в нескольких картинах - "Чёрный треугольник", "Чёрная стрела", "Баллада о доблестном рыцаре Айвенго", "Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии" - однако сам признавал, что слишком хорошо совпавший с Робин Гудом актёр именно из-за этого успеха мог лишиться каких-то ролей, идущих вразрез с прославившим его имиджем. Сопоставимых с Робин Гудом по народной популярности главных ролей Хмельницкий, к сожалению, действительно больше не сыграл, хотя фильмография его весьма обширна.
Баллада о любви
Женщины теряли от красавца головы, но личная жизнь у актёра не задалась. Первой женой Бориса Хмельницкого стала Марианна Вертинская. Оба считали, что они предназначены друг другу судьбой, но брак продлился всего три года. Дочка Даша после развода осталась с папой. Он настоял. Несмотря на расставание, Марианна навсегда осталась для Бориса самой любимой женщиной и другом.
После развода у Хмельницкого была вторая попытка. Он женился на психологе Ирине Гончаровой. Но эта история оказалась ещё более короткой, чем первая. Говорят, что Ирина не смогла поладить с Дашей, а для Бориса это был самый главный аргумент при выборе дамы сердца - чтобы она полюбила его дочь. С тех пор у актёра было множество романов, но ни один из них больше не перерос в стабильные серьёзные отношения. У него даже родился внебрачный сын Алексей, но мама увезла мальчика в другую страну и высказывала недовольство, когда актёр вспоминал о нём в своих интервью. А Борис всё равно говорил, что считает себя его отцом.

Последней ролью Бориса Хмельницкого стал атаман Бородатый в "Тарасе Бульба". Его герой погибал в бою и перед смертью обращался к запорожским казакам: "Сдаётся мне, братцы, что умираю я хорошей смертью. Трёх врагов заколол я копьём, пятерых порубал саблею". Сам актёр оставил о себе гораздо более светлую память.