Царский пир оплатил Гайдай
Пожалуй, самая запоминающаяся трапеза - в комедии «Иван Васильевич меняет профессию». После начала съёмок режиссёр захотел, чтобы все яства, появляющиеся на столах, были настоящими, а не бутафорскими: и заячьи почки, и ассорти из икры, и поросята, и щучьи головы, и даже осетры, за которыми пришлось гоняться по всей Москве. Но такая статья расходов не была заложена в бюджет! Тогда Гайдай решил платить за всё сам. Банкет обошёлся ему в 200 рублей, поэтому пришлось зорко следить за сохранностью съедобного реквизита. По легенде, он даже решил обработать его то ли соляркой, то ли олифой. Хотя под мощными осветительными приборами и опрыскивать реквизит ничем не надо: из-за жары любая осетрина быстро становится «второй свежести», как писал Булгаков, и вряд ли кто-то соблазнится её попробовать. Зато как аппетитно всё смотрится в кадре - так и хочется потребовать продолжения банкета!
Варлей грызла «с аппетитом»
Героиня Натальи Варлей в «Кавказской пленнице» с аппетитом ест виноград, сливы, персики и сладкую лепёшку - гату. На самом деле половина фруктов в кадре была бутафорской. Среди муляжных виноградин находилась лишь одна настоящая веточка. Так как дача Саахова - не что иное, как павильон «Мосфильма», и съёмки проходили в апреле, то добыть настоящие фрукты в СССР в середине 1960-х было практически невозможно, вот и лакомилась Нина сливами и персиками из компота.
С выпечкой тоже не задалось. «Была ещё лепёшка. Глянцевитая, поджаристая, купленная накануне в магазине "Армения". К моменту съёмок она настолько зачерствела, что даже моим молодым зубам поддавалась с большим трудом», - вспоминала Варлей. Но Гайдай требовал: «Ешь с аппетитом!» И артистке не оставалось ничего иного, как грызть высохшую гату.
Был в фильме и другой казус - связанный с алкоголем. Если Юрий Никулин и Евгений Моргунов были не прочь выпить настоящего пенного из пузатых кружек, то Георгий Вицин, трезвенник и любитель йоги, от пива категорически отказывался. Сначала ему наливали отвар шиповника - вроде по цвету похож, но пены не давал. В результате режиссёр заставил Вицина пить настоящее пиво. Чего не сделаешь для роли!
Ложное изобилие "Карнавальной ночи"
В дебютном фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956) столы ломятся от всевозможных закусок, что на самом деле не соответствовало эпохе. По утверждению историка Анны Боровковой, в 1950-е не было свежих овощей, фруктов, или рыбы, из закромов доставались варенья, соленья и консервы. Даже в новогоднюю детскую коробочку с конфетами, которую обычно вручали на ёлках, вместо привычных нам мандаринов в 1940-1950-е годы клали крымские яблочки. А тут такое изобилие: мандарины, торты, корзиночки с кремом, оливьё, рыба и нарезки, шампанское, коньяк! Кстати, на обилие горячительного в кадре ополчились трезвенники: мол, за час с небольшим алкоголь показывают не менее 15 минут!
«Карнавальную ночь» снимали на «Мосфильме» и в фойе Театра Советской армии. Осветительное оборудование плохо охлаждалось в душных помещениях, поэтому съедобный реквизит быстро «пропал». Так что Леночка Крылова щеголяла в своём роскошном приталенном платье в горошек среди селёдки «с душком» и заветренной колбасы...
Калягин с "сыном" съели полстола!
«Салат оливье надо было сделать», - говорит Люба в сатирической комедии «Старый Новый год». «Ничего, и винегрету поедят!» - безапелляционно заявляет Клава Себейкина.
Олег Ефремов и Наум Ардашников снимали свою зимнюю картину летом в павильонах «Мосфильма», поэтому типичных новогодних деликатесов вроде икры и оливье там действительно нет. Зато есть отварная картошечка, помидоры, «беленькая», газировка «Байкал», сосиски, почему-то названные сардельками, и салями.
Чтобы достать колбасу летом, директору картины пришлось попотеть вдвойне. Чудом добытую салями нарезали тоненькими полупрозрачными ломтиками и берегли как зеницу ока, пока до стола не добрались Александр Калягин и его экранный «сын» Валентин Карманов. «Мы отсняли сцену, наступил перерыв. Вдруг Калягин предложил: "А давай пожуём!" Я, естественно, не отказался. Пожевали мы с ним лихо - полстола опустошили», - вспоминал Карманов. Режиссёры, увидев недостачу, рвали и метали, особенно сокрушаясь из-за дефицитной колбасы.
Другой забавный застольный эпизод связан с тем, что Георгий Бурков решил подшутить над коллегами, подменив бутафорское шампанское на настоящее. Артисты так заигрались, что не сразу заметили, как «шипучка» ударила в голову. Ефремов был в бешенстве и даже остановил съёмки, увидев захмелевших актёров. Шутка удалась!
Рыба и правда была гадостью
Стол Нади Шевелёвой в «Иронии судьбы...» - эталон для советской хозяйки. Тут и оливье, и копчёная колбаска, и селёдка под шубой, и заливная рыба, а ещё тёртая свёкла, яйца под майонезом, шпроты и даже воспетый Пушкиным «ростбиф окровавленный». И всё это под армянский коньяк, шампанское и яблочный сок в кувшине. Дорого и изысканно!
Любопытно, что ставшая крылатой фраза Ипполита «Какая гадость эта ваша заливная рыба!» - вовсе не сценарная заготовка, а экспромт. Как вспоминала актриса Валентина Талызина, на съёмочной площадке не было холодильника, поэтому пресловутая рыба целыми днями томилась на столе под салфеточкой, и в момент дегустации актёром Юрием Яковлевым явно была несвежей. Отсюда и такая реакция. Но фильм снимали на дефицитную плёнку «Кодак», делать всё надо было с первого дубля, так что артисту пришлось рисковать желудком. Хорошо, что не отравился самоотверженный Ипполит!
Безжалостное чаепитие
Режиссёр Константин Воинов снимал комедию «Женитьба Бальзаминова» очень придирчиво, некоторые сцены актёрам приходилось повторять десятки раз. В одной из таких злополучных сцен сваха, которую играла Лидия Смирнова, с удовольствием уплетает пирог с повидлом. Этот десерт актрисе пришлось есть 15 дублей! Смирнова и Воинов больше 30 лет были любовниками, что не было секретом ни для кого, однако это не спасло актрису от мучений во имя искусства.
Еда с керосином так бодрит!
В новелле «Свадебное происшествие» в комедии «Не может быть!» показано очередное по-гайдаевски пышное застолье. Еда, как водится, была настоящей, за исключением чёрной икры - на этот раз в её роли выступала утиная охотничья дробь, политая маслом для глянцевого блеска. Всё остальное - мечта гурмана: румяные жареные цыплята с зелёным горошком и розочкой из огурца, закуска из баклажанов, Запечённая в сметане рыбка с картофельными дольками, наливные яблочки... Был там и винегрет.Можно представить себе ароматы, царящие на площадке, - слюнки так и текут! Текли они и у актёров - настолько, что коварный директор картины вместе с режиссёром для сохранности разносолов велели часть угощений сбрызнуть керосином. В итоге на съёмочной площадке пахло вовсе не румяной курочкой и не рыбкой в сметане!
Кстати, тут преследовалась и другая цель - не только чтобы реквизит «выстоял», но и чтобы актёры в керосиновом чаду побыстрее отыграли. И это им удалось! Разве может зритель предположить, что артистам в тот момент совсем невкусно?»