"Баллада о солдате" (1959)
Конечно, эта великая картина Григория Чухрая - о сыне, а не о матери. Появляется мать лишь в самом финале. Но ведь именно к ней спешит храбрый солдат Алёша Скворцов, который променял положенный ему орден на поездку домой.
И хотя отпуск он растратил, помогая всем, кого встречал на пути, цель у него одна: добраться до мамы. Потому что в ней - его сила и отвага, невероятная доброта, всё у него от матери. Мы принимаем это, когда видим её - сильную, отважную и добрую женщину.
Антонина Максимова сама прошла войну: два года прослужила радисткой, а потом играла во фронтовом театре. На её счету много замечательных ролей, например в "Тайне двух океанов", в "Попрыгунье", в "Приходите завтра". Роль Алёшиной матери - далеко не самая большая в карьере Максимовой, но язык не повернётся назвать её эпизодической.
Лишь за то, как она бежит по полю к своему сыну, можно смело давать актёрскую премию.
"Она защищает Родину" (1943)
Вера Марецкая ("Член правительства", "Сельская учительница") была великой актрисой и даже в наше время, когда стиль актёрской игры очень изменился, её талант вызывает восхищение. Но роль Прасковьи Лукьяновой - счастливой и весёлой матери, убитой горем женщины и жестокого бесстрашного бойца - не просто очаровала зрителей, но поднимала боевой дух солдат и распаляла их ненависть к врагу. Когда немцы на глазах героини убивают её мужа и бросают под танк маленького сына - разве можно их не возненавидеть?
Когда Прасковья находит в себе силы жить дальше и возглавить партизанский отряд, зритель учится у неё не падать духом, а фронтовики, глядя в бесстрашные глаза поруганной матери, крепче сжимали в руках автомат и клялись отомстить за каждую несчастную.
Все матери солдат чем-то похожи друг на друга. И между героинями фильмов о войне тоже немало общего. У самых разных режиссёров, в исполнении самых разных актрис они все объединены своей болью.
"Дом, в котором я живу" (1957)
Клавдия Кондратьевна, муж которой погиб на войне, зато трое детей вернулись домой. Точно так же, как мать Алёши Скворца, она кричит: "Не пущу!", точно так же плачет, провожая любимых. И когда шумный двор пустеет, когда все разъезжаются (муж, сыновья и зять - на фронт, дочь - в эвакуацию), она остаётся в доме как хранительница былого счастья, воспоминаний о мирной жизни. Они будут ждать вместе, Мать и Дом. Ведь это в каком-то смысле - синонимы.
Валентина Телегина как никакая другая актриса умела воплотить на экране образ настоящей русской женщины и матери, и зрители платили ей за это огромной любовью. В "Балладе о солдате" она была шофёром. Но в какой был роли ни появлялась Телегина на экране, она всегда казалась зрителям своей, родной. Как мама.
"Война под крышами", "Сыновья уходят в бой" (1967, 1969)
В первом фильме дилогии заведующая аптекой Анна Корзун, мать двоих детей, рискуя жизнью, помогает партизанам в оккупированной немцами Белоруссии. Во втором рассказывается о жизни сыновей Анны в партизанском отряде. Эта героиня особенная. Она - не только мать бойцов, она сама - боец, и в борьбу она вступает не потому, что потеряла ребёнка, а потому, что не может оставаться в стороне. Каждый день рискуя жизнью - своей и сыновей, - окружённая предателями, эта женщина ни на секунду не усомнилась в правильности выбранного пути.
Вряд ли кто-то мог бы сыграть эту роль лучше, чем Нина Ургант. Мягкая, спокойная, во всех своих картинах очень органичная - такой и должна быть эта героиня: ведь она работает в стане врага и не вызывает подозрений.
Фильмы были сняты по мотивам романа Алеся Адамовича "Партизаны". Они остались в истории благодаря не только изумительным актёрским работам и смелому, захватывающему сюжету, но и песням Владимира Высоцкого, которые сделали эти ленты ещё более пронзительными: "Мы не успели оглянуться, а сыновья уходят в бой...".
"Поклонись до земли" (1985)
Героиня этого фильма подводит нас к самой сути материнства: к тому, что любая женщина - мать, а любой ребёнок может стать родным. Все справляются с горем по-разному: одна героиня уходит в партизаны, другая разносит письма, а Мария, у которой муж и трое сыновей погибли, берёт к себе трёх сироток.Они становятся её новой семьей. Интересно, что здесь роль матери исполнили две актрисы.
Молодую Марию сыграла Надежда Маркина, которая запомнилась работой в фильме Андрея Звягинцева "Елена". А Марию в старости играет Стефания Михайловна Станюта - народная артистка СССР и одна из известнейших белорусских актрис. Стефания Михайловна сыграла эту роль в возрасте 80 лет.
Мамы воспитали тех отважных солдат, которые принесли нам победу. Мамы, их любовь или хотя бы воспоминание об их улыбке придавали солдатам силы в бою. Так давайте помянем их сегодня. Ведь они тоже приближали этот день как могли.