Образование

Бесогон Михалков: Уатт приезжал в Барнаул, чтобы украсть идею Ползунова

В очередной программе "Бесогон TV", которая выходит на канале "Россия 24", ведущий Никита Михалков сделал любопытное историческое открытие о том, что якобы в Барнаул приезжал известный английский изобретатель Джеймс Уатт, в честь которого названа единица мощности — Ватт.

АлтГТУ.
АлтГТУ.

Никита Михалков также сообщил, что англичанин будто бы приезжал на испытания паровой машины, которое состоялось через год после того, как эту машину построил местный изобретатель Иван Ползунов. По словам ведущего, Уатт подглядел идею и "в результате он оказался автором этого гениального изобретения под названием паровоз". В сюжете история про Ползунова и Уатта идет с 1 мин. 45 сек.:

Русский изобретатель

Известно, что Иван ползунов приступил к разработке проекта своей паровой машины (не паровоза) в 1763 году. Через год начал ее строить, а в 1765 году завершил работы.

1 Что известно о паровой машине Ивана Ползунова?

Это был первый в мире двухцилиндровый двигатель с работой цилиндров на один общий вал, что впервые в мире позволило ему работать без какого-либо использования гидравлической энергии, то есть, в том числе на совершенно сухом месте, что было огромным шагом вперед по сравнению с существовавшими тогда паровыми машинами, не способными обходиться без вспомогательного гидравлического привода. Однако это была всё ещё пароатмосферная машина, то есть пар использовался только для подъема поршня, который опускался под влиянием атмосферного давления.

Ползунов сконструировал свой паровой двигатель для привода дутья плавильных печей. Двигатель имел рекордную для своего времени мощность 32 л.с., и впервые позволил отказаться от водяных колес в реальном заводском производстве.

На "сковородке" АлтГТУ презентовали мюзикл "Ползунов".
vk.com/muzkom22
Фотожабы и мемы про ошибку Натальи Поклонской с Суворовым и Чацким

В 1765 году эту машину увидел в Барнауле российский ученый шведского происхождения Эрик Лаксман, работавший некоторое время пастором лютеранской общины нашего города. Лаксман писал: "Ползунов — муж, делающий честь своему отечеству. Он строит теперь огненную машину, совсем отличную от венгерской и английской". Видимо, авторы текста, зачитанного Никитой Михалковым, перепутали англичанина Уатта со шведом Лаксманом.

Екатерина II наградила Ивана Ползунова за его изобретение 400 рублями и повысила в чине на две ступени до капитан-поручика. Однако сам изобретатель умер в 1766 году от чахотки за неделю до пробного пуска. Машину испытали ученики Ползунова. Она была запущена и проработала до поломки три месяца, сумев окупить себя и даже принести прибыль. Однако чинить ее не стали, а разобрали и заменили на обычный гидравлический привод.

Британский "кулибин"

Паровым двигателем Джеймс Уатт занялся в 1759 году, когда один из приятелей изобретателя обратил его внимание на паровую машину Ньюкомена. Это техническое приспособление существовало уже пятьдесят лет и использовалось для откачки воды из шахт. Попробовав усоврешенствовать эту модел, Уатт забросил идею. Но не надолго. В 1763 году его попросили снова усовершенствовать модель машины Нькомена для университета Глазго.

Работая над этой машиной, англичанин к 1769 году запатентовал изолированную камеру для конденсации пара. В дальнейшем Уатт получил еще ряд патентов на усовершенствования. И лишь в 1782 году он изобрел т.н. машину двойного действия.

2 Бывал ли Джеймс Уатт в России?

Российская академия наук приглашала Уатта работать в нашей стране. Русское правительство предложило английскому инженеру "занятие, сообразное с его вкусом и познаниями" и с ежегодным жалованьем в 1000 фунтов стерлингов. Намерение знаменитого ученого Уатта уехать в Россию вызвало переполох в Англии. Однако вскоре изобретатель передумал и не поехал в нашу страну.

Справка

Первая паровая машина построена в XVII веке французским ученым Дени Папеном и представляла цилиндр с поршнем, который поднимался действием пара, а опускался давлением атмосферы после сгущения отработавшего пара. На этом же принципе были построены в 1705 году паровые машины англичан Севери и Ньюкомена для выкачивания воды из копей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость