Образование

Додумайтесь сами

Ребенок пришел из школы с четверкой за проверочную работу по окружающему миру. Он не ответил на вопросы, которых не было в школьной программе — ни в учебнике, ни на уроке. Например, из перечисленных животных: горностай, леминги, белые куропатки, стерхи, белые журавли, розовые чайки — он назвал не всех, которые меняют зимой окрас. А должен был знать. Откуда? "Из энциклопедий и телевизионных программ", — ответил учитель на вопрос растерянных учеников.

Елена Маслова, редактор отдела лонгридов.
Елена Маслова, редактор отдела лонгридов.

Елена Маслова, редактор отдела лонгридов.
Елена Маслова, редактор отдела лонгридов.
"Вы понимаете, суть перспективной школы в том и состоит, что ребенок во многом сам находит информацию, приобретает знания, а учитель управляет процессом", — пояснила учитель родителям.

Нет, к учителю претензий, наверное, меньше всего. Она сама вместе с детьми ломает голову, как найти ответ у задач, которые проще решить через "х", а просят по действиям, или в которых требуют сравнить объем с массой. Вы думаете, она просто должна объяснить правило? Нет, она должна привести примеры, а дети — додуматься до правила сами. И в учебниках вы четко сформулированные "жи-ши пиши в буквой “и”" тоже не всегда найдете. Зато найдете перечень заданий вместо объяснения темы, а в качестве героя учебника, например, Анишит Йокоповну (дети тоже должны догадаться, что это Тишина Покоевна).

Вы думаете, это невероятно развивает интеллект у детей? Нет, это развивает у них комплекс неполноценности и сумбур в голове. А у родителей — головную боль. Им, во-первых, нужно обеспечивать возможность получить ту самую информацию "из энциклопедий и телевизионных программ", а по факту — активно включаться в процесс образования. Я знаю, это моя прямая обязанность — помогать ребенку, вопрос — в роли школы.

Одна из учителей начальных классов на прямой вопрос, насколько велика роль родителей в обучении ребенка, призналась: "Будьте готовы, что процентов 40–50 знаний ему будете давать вы или он будет находить их сам".

Отлично! Даже не знаю, какую бы лучше оценку поставить разработчикам таких программ.

Кроме того, родителям абсолютно не ясно, за что хвалить или журить ребенка. Потому что если он принес тройку или четверку, это вовсе не значит, что он плохо выучил урок или не понял тему. Может оказаться, что он не обладает достаточным кругозором. Или просто растерялся, когда в качестве проверочной работы все по тому же окружающему миру оказывается перечень загадок, мало относящихся к пройденной теме. Еще ребенок может неправильно истолковать какую-нибудь сказку или рассказ. Притом что "правильное" в случае трактовки художественных произведений — вещь вообще весьма относительная.

Оплотом относительной стабильности остается холодная математика. Но и тут случаются казусы. В тетради — задача, в которой предлагается выяснить, сколько литровых пакетов сока войдет в пакет, выдерживающий 12 кг. Никаких сопутствующих условий вроде того, какую массу имеет пакет сока, не дано.

Проблема в том, что свои "прелести" есть почти в каждой программе, об этом много пишут и говорят родители. Альтернатив получению среднего образования в школе нет. А последние шаги Минобра не вселяют никаких надежд на улучшение качества образования.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость