Что может быть лучше, чем не пойти в школу и остаться дома праздно проводить время? Только посещение действительно стоящего места! Время, проведенное в "Алтапресс", а это не много не мало, четыре часа, пролетело для нас незаметно. В то время как наши одноклассники "грызли гранит науки" мы время даром не теряли, а познавали основы журналистского дела - принцип перевернутой пирамиды, правило буквы "F", познакомились с инфографикой, узнали что такое "расстрел на рассвете" и многое другое, но об этом позже...
Я ведь не упомянула о том, кто были эти счастливчики, посетившие семинар, не считая меня. Исправляем! Это были те из кандидатов в президенты, в предвыборных программах которых было изъявлено желание создать медиапродукты в школе (в основном это школьное радио) и чтобы показать, что это отнюдь не просто, а требует многих знаний и умений, на семинар "Медиа в образовании" отправили Глеба Ломако, Сергея Березикова и Сашу Маркова. Пунина Татьяна Игоревна была нашим сопровождающим, экскурсоводом, фотографом, разрешала успешно дебаты - одним словом, всего в чем помогала нам Татьяна Игоревна не перечесть.
Солнечное зимнее утро, а мы, разгадывая очередную "данетку", дабы разбавить скучную дорогу, уже подошли в кораблю журналистики. "К кораблю" в прямом смысле - здание "Алтапресс" построено наподобие трехпалубного корабля, это заметно как снаружи, так и внутри. На втором этаже издательского дома расположилась каюта редакции, там, как в американских фильмах сидели работники - каждый за отдельным, значительного размера столом, окруженные со всех сторон бумагами, набирающие на компьютере очередной материал, попивая ежеминутно кофе или отвечая на телефонный звонок... Атмосфера творческой работы здесь присутствует непременно!
Но нам, к сожалению, не сюда, а на этаж выше - в аудиторию для студентов. Здесь собрался весь Алтайский край - Барнаул, Заринск, Новоалтайск, Павловск, Ребриха и другие уголки края. Сюда приехали учителя с учениками-редакторами школьных газет, студенты из педагогического лицея и даже из военного училища-всех их объединяет одно желание - научиться правильно организовывать работу средств массовой информации, а так же продвигать ее.
Ровно в 10.00, когда уже последние гости пересекли порог аудитории, начался долгожданный семинар. А начался он с приветственного слова Андрея Никитина - издателя первой издательской группы (первая группа работает над созданием таких продуктов, как сайты Алтапресс и Культпоход, радиостанция "Серебряный Дождь в Барнауле", газета "Свободный курс"). Честно говоря, никто даже не ожидал, что придет так много слушателей. Сначала Андрей Никитин рассказал нам с чего он начинал свою карьеру. "У меня в карьере очень много СМИшных профессий"- признается и он сам. Должность издателя заключается в ответственности за правильный расход денег, набор кадров, тем не менее, он, по мере своих сил, старается помочь и развитию сайта. "Первые, робкие попытки выкладывать материалы в Интернет у нас были в 99 году. Это были просто газетные тексты", рассказал издатель.
Материал в газету и материал на сайт - совершенно разные вещи, теперь я это знаю точно. Нам рассказали о всех тонкостях построения сайта, о типичных ошибках на примере школьных сайтов (в том числе и нашего, теперь мы знаем, что в нашем сайте стоило бы исправить), обсудили как правильно подбирать заголовки к текстам - здесь разгорелись жаркие дискуссии... Но то, что мы для себя уяснили, это несколько простых правил-тестов, благодаря которым ваш материал может стать настоящей "бомбой" для читателей, а не просто очередной банальной нотацией на, как правило, "изъезженную" тему:
- куллер-тест - считается что, все самые свежие и волнующие обычных людей новости, обсуждаются именно здесь, где можно поболтать и попить чай или кофе. Его можно назвать как угодно, пожалуйста, -буфет-тест, батарея-тест, гардероб-тест, любое место, где по вашему мнению люди чаще всего обсуждают новости, главный смысл - встать на место читателя и писать о том, что интересно именно большому кругу людей, а не только вам;
- звездный тест - люди "клюют" на известных личностей, на популярные организации и компании, фигурирующих в заголовках (если в заголовке присутствует Путин - больше половины успеха);
- денежный тест - люди любят читать о деньгах;
- тест на странность - если присутствует какой-либо курьез или анекдот;
- тест на вовлеченность - касается ли Ваш текст большого круга читателей, интересен ли он им.
Нам объявили о конкурсе участников "Медиа в образовании" и объяснили правила. Это конкурс на лучшую новость, кто будет первым в рейтинге читателей - тот победитель, то есть в нем не будет жюри, вместо него - обычные люди, "зацепил" читателя, получил баллы. Для участников конкурса выделили сайт "Народные новости". Нам рассказали, как продвигать уже написанную новость - размещать на другие сайты, в социальные сети.
А дальше последовал очень интересный разговор о видах фотографий и значимости их в СМИ. Помните "расстрел на рассвете"? Не бойтесь - это всего лишь шуточное название одного из видов фотосъемки. Вспомните-ка, что происходит после какого-нибудь торжества или мероприятия? Правильно - все участники встают на фоне сцены, здания, деревьев, мебели в квартире - очень значимых объектов и в полный рост фотографируются все вместе.
Все, что нам рассказывали в течение четырех часов (но у нас было и два перерыва на обед), вряд ли мне удастся пересказать, да и вряд ли это будет интересно. А закончилось все мыслью, что не надо ждать выставки, концерта, представления, чтобы написать новость, нужно лишь просто смотреть по сторонам, например где-то снесли знак - важно? Важно!
Направляясь к остановке после семинара, мы не могли не сказать: "Вот вам новость: на остановке у "Алтапресса" не расчищены тротуары". Или еще лучше: "Выйдя из "Алтапресс", люди вынуждены становиться на рельсы". И кто скажет, что это неправда? Зато все тесты при себе! Проверьте!
Черданцева Юлия, гимназия № 42, 9 "А"
От редакции. На первый семинар собрались более 80 человек - педагоги и школьники из разных городов и районов края. Но на этом работа в проекте "Медиа в образовании" не останавливается. Будут другие семинары, будут поездки с экскурсиями на предприятия, где журналисты издательского дома станут обучать юнкоров репортерской работе, пройдет журналисткий конкурс, и все это вместе поможет школьным редакциям улучшить свои интернет-сайты.
Самое важное - в нашем Telegram-канале