Образование

Фрагменты из последних интервью Владимира Евстигнеева

12 ноября не стало Владимира Васильевича Евстигнеева. В последние полтора года, когда он перестал быть ректором Алтайского "политеха", у него практически не брали интервью. А мы встречались, общались по телефону. Говорили не только о науке, но и о жизни, культуре, образовании, современном студенчестве. И в этих разговорах я узнавала Евстигнеева с совершенно другойстороны.

Талантливый физик-ядерщик и организатор высшей школы, друг студентов и жизнелюб - таким Евстигнеева знали Алтай и Россия.
Талантливый физик-ядерщик и организатор высшей школы, друг студентов и жизнелюб - таким Евстигнеева знали Алтай и Россия.

За последние 20 лет Алтай и Барнаул очень сильно шагнули вперед. Это безо всяких комплиментов. На Алтае можно сделать все. Наш край еще девственный. Для него начинается новая эпоха. Будет такой расцвет, что пока трудно представить. 

Сейчас бы еще на науку обратить внимание. А то некоторые руководители до сих пор считают, что Алтай проживет и без науки.

Проблема энергии – проблема века № 1 в мире. Где брать энергию? Можно сжигать топливо (газ, нефть, уголь и т. д.). Это первое и самое простое. Далее идет энергия Солнца, ветра, воды. Еще дальше – атомная, потом термоядерная, потом фотонная, к которой земляне еще не подошли. Для этого нужно проникнуть внутрь микромира. А сделать это можно только на ускорителях. И та страна, которая построит самый мощный ускоритель, имеет шансы стать первой. 

К настоящему времени на всех ускорителях открыто порядка 400 элементарных частиц. Запуск БАКа* существенно раздвигает возможности обнаружения новых, в том числе античастиц. Имея античастицу, можно построить антимир, антивещество. А там и до овладения громадной энергией недалеко. Если бы взять всего 10 граммов антивещества и заставить его взаимодействовать с веществом, можно было бы получить энергию, которой земному шару хватило бы на год.

Я знаю Барнаул с 1987 года, когда стал ректором. А до этого приезжал из Томска на целину студентом и получил медаль "За освоение целинных и залежных земель". Но ехать работать ректором сюда я уже не хотел, честно говорю. У меня в Томске была лаборатория, резерв на ректора Томского "политеха" и другие предложения. Алтай – хлеборобный край. А в Томске я атомными делами занимался. Это несовместимо. Но Попов (тогдашний первый секретарь крайкома партии. – Ред.) меня соблазнил. Он мне сказал: "Как несовместимо? Создашь атомный трактор!" А это пока в принципе невозможно. Ну, хорошо, я пригодился в Семипалатинской программе. И этим горжусь.

Моя группа первой нашла и измерила загрязнение территории края стронцием-90 и цезием -137. Самая сильная аппаратура была у нас в университете. Я ее из Томска привез. Мы могли различать, например, цезий-137 от взрыва бомбы и цезий-134 от Чернобыля. Надо было доказать, что взрыв принесло сюда. Мы облазили весь Алтайский край. Так начиналась Семипалатинская программа. Потом, наверное, даже и забыли, что первыми-то мы нашли. Но не это главное. Главное, что замалчивать проблему после наших измерений уже было невозможно, и военные все свои архивы подняли.

* Большой адронный коллайдер – самый мощный кольцевой ускоритель.

Справка:

Владимир Евстигнеев был ректором АлтГТУ с 1987 года. Заслуженный деятель науки России, профессор, доктор физико-математических наук, академик Международной академии информатизации, Академии инженерных наук РФ, Академии технологиче­ских наук РФ, председатель совета ректоров вузов Алтайского региона, почетный гражданин Барнаула.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость