Все добровольно
Директор дружбинской школы Елена Пикалова рассказывает, что при создании проекта в первую очередь хотелось улучшить профессиональное самоопределение детей. Да так, чтобы село не упускало потенциальных специалистов и аграрный сектор в Алтайском крае в принципе продолжал развиваться. Площадки для изучения и практики (например, теплицу) предоставляет местное предприятие — компания «Вирт», принадлежащая Павлу Бейфорту.
На фоне стремительно прогрессирующего кадрового голода агроклассы действительно выгодно смотрятся как одна из мер борьбы с ним. «Вербовать» сотрудников предприятия начинают аж с шестого класса (в Дружбе — с девятого). Тут нельзя не написать полушутку о том, что, если тенденция дефицита кадров продолжится, возможно, в будущем нас ждут профильные детские сады.
Важно упомянуть, что участие в агроклассе — полностью добровольное дело, как и последующая работа в сельском хозяйстве. И даже после вручения диплома об окончании класса никто не заставляет обязательно поступать в аграрный университет и заключать контракт с предприятием.
Пока проект только развивается, поэтому о результатах говорить трудно. Но в Дружбе большинство школьников традиционно поступают в Алтайский аграрный университет. В прошлом году там оказались 60 % сельских выпускников.
Углубленные уроки и практика
Сейчас в дружбинском агроклассе из 100 ребят небольшой школы занимается порядка 25 учащихся 9–11 классов. Все они — местные, хотя раньше занимались ученики двух школ из соседних сел. Даже получили дипломы, но дальше дело не пошло.
С одной стороны, агрокласс — это кружок, но с другой — на уроках школьники более углубленно занимаются биологией и математикой. Так что однозначно назвать это внеурочной деятельностью не получится.
Остальные занятия агрокласса практикоориентированные. Ребята постоянно в поездках: то на мельнице — смотрят, как перерабатывают зерно. То наблюдают, как это зерно готовят к посеву. То ходят посмотреть на сельскохозяйственную технику прямо в процессе работы. Смотрят, как сеют сою, узнают, как отличать семена, как подготовить почву, изучают виды растений, сорняков и прочее.
В программу заложены не только основы агрономии, но и основы ветеринарии и животноводства. Школьники посещают откормочные цеха, где выращивают герефордов — породу коров и быков, из которых делают мраморную говядину. Там же наблюдают, как идет откорм, из чего состоит рацион и какие ставят прививки.
Бывают и в мясоперерабатывающем цехе — конечно, в специальной экипировке. Там им рассказывают, как обрабатываются туши, какие мясные продукты из них получают и где это все продается. Каждый выезд сопровождают учителя, участников ждет подробная экскурсия.
Это вам не помидоры
Этой весной ребята начали крайне важный для региона эксперимент в растениеводстве: пытаются вырастить в теплице многолетнюю кормовую культуру — сильфию. Посеять в поле ее можно только в виде рассады, а не семенами.
Поэтому выращивание сильфии — очень кропотливый процесс. Алтайский климат для нее слишком суровый, на подоконнике, как помидоры, вырастить точно не выйдет — биолог дружбинской школы Евгений Харченко сам это проверял.
Но если сильфия все-таки приживется у нас, то впоследствии она будет 30 лет на одном и том же месте давать отличную кормовую массу для животных. Это растение в принципе ценят как дешевый, но при этом качественный корм.
«Ребятам самим интересно узнать, что из этого выйдет, — говорит директор школы. — Всходы были слабенькие, опять же, из-за климата. Но мы все равно внесем их в почву — будет экспериментальный участок. А там посмотрим, куда двигаться дальше».
Набирает обороты
Работу над экспериментом курирует профессор Донского аграрного университета Николай Зеленский — как раз в его регионе сильфия растет хорошо. В следующем году профессор будет читать для учеников агрокласса онлайн-лекции по растениеводству.
Но это еще не все: преподаватели Алтайского аграрного университета тоже возьмутся за школьников и будут читать курсы по основам агрономии и ветеринарии. В общем, программа обучения только набирает обороты.
«Хочется, чтобы ребята приобщались к нашей земле, к сельскохозяйственному труду. Тем более что под боком предприятие «Вирт», которому всегда нужны рабочие руки», — считает Елена Пикалова.
Главное — осознанность
Независимый специалист по профориентации и основатель центра стратегического планирования карьеры Наталья Бутакова считает, что как метод борьбы с кадровым голодом агроклассы имеют право на существование. Однако отмечает: помимо любви школьников к земле, неплохо было бы воспитывать в них осознанность.
По ее мнению, после агроклассов в профессию охотнее пойдут те ребята, которым не хочется думать о своем будущем. Или они боятся. А тут за них все решили: базу по профессии дали, вуз есть, рабочее место тоже есть, к тому же из родного села уезжать не надо — родителей не бросать. Что еще нужно? В общем, кадры будут, но не слишком осознанные, говорит Наталья.
«Безусловно, мы — аграрный край. И эта отрасль — одно из основных направлений развития нашего региона. Но без осознанного выбора сделать хорошую карьеру не выйдет. И выбор этот происходит не в 16–17 лет, а ближе к 20–22, когда мозг и психика окончательно формируются.
Осознанность к тому же влияет и на качество дальнейшей работы. В России показатель эффективности труда, по сравнению с международной статистикой, не ахти какой — плетемся в середине. Вдобавок, по разным данным, от 50% до 70% выпускников вузов и колледжей идут работать не по специальности. Так что если еще школьником человек сумеет определиться с профессией, это будет большая удача», — считает Наталья.
Подходить с умом
Впрочем, агроклассы все равно могут иметь успех, если продолжать их правильно развивать. Как пример успешных проектов Наталья привела лицей в Сколково — там представители компаний сами обучают будущих физиков-ядерщиков, мотивируя это тем, что в вузах нет достаточной квалификации.
Еще один пример — особая экономическая зона в Татарстане, «Алабуга Политех», созданная крупнейшими предприятиями, которым в разгар кадрового голода суммарно потребовалось закрыть 10 тыс. рабочих мест. И они взялись решать вопрос сами. Построили учебное заведение, общежитие и открыли набор на самые разные специальности: инженеры, айтишники, дизайнеры и даже лечебное дело.
Причем поступить туда можно не по результатам ЕГЭ или ОГЭ, которые могут не позволить попасть в желаемый вуз, а по результатам специальной игры, которая отразит ключевые навыки будущего ученика. Да и расписание там особенное: три дня в неделю — учеба в классе, два — применение знаний на предприятии. И вся работа оплачивается.
В Алтайском крае из похожего есть федеральный проект «Профессионалитет», по которому компании предоставляют оборудование учебным заведениям, чтобы будущие выпускники вливались в реальное производство. Но Наталья считает, что в Татарстане взаимодействие предприятий и студентов все-таки гораздо теснее.
«И мы такое можем сделать, — уверена профориентолог. — Но главное — не упустить момент и подойти к делу с умом».
Цифра
29 классов аграрной направленности сегодня работают в регионе, по данным министерства образования Алтайского края.
Самое важное - в нашем Telegram-канале