Образование

Науке нужны движители

В Барнауле будут открыты филиалы Сибирского отделения меднаук и крупных исследовательских институтов.

Профессор, член-корреспондент Российской академии медицинских наук Валерий Киселев - человек в крае известный. Больше половины из 10 тысяч работающих в крае врачей слушали его лекции по физиологии. Недавно Киселева назначили проректором по внешним и международным научным связям АГМУ. А 16 декабря Валерию Ивановичу исполнилось 60 лет. В общем, повод для разговора есть.

Что толкает к сотрудничеству?

- Раньше той должности, которую вы сейчас занимаете, в медуниверситете не было. Это дань моде или насущная необходимость?

- Это принципиально новый подход к организации научной медицинской жизни. Многие годы Алтайский край был обделен - в нем практически не было научных подразделений Минздрава и Академии меднаук. И вот сейчас мы пришли к мысли, что их надо создавать.

Кое-что уже сделано. 27 ноября состоялось решение президиума Российской академии медицинских наук (РАМН) об организации у нас филиала Российского онкологического центра - одного из мощнейших в мире научно-исследовательских учреждений. На Алтае вообще продвинутая с научно-практической точки зрения онкология, а теперь эта отрасль медицины усилится. Российский онкологический центр даст штаты, предоставит нашим ученым современное дорогостоящее оборудование. Также будет создан филиал НИИ пульмонологии.

Президент Сибирского отделения РАМН академик Валерий Алексеевич Труфакин и наш губернатор Александр Александрович Суриков пришли к соглашению, суть которого в том, что развитие медицинской науки на Алтае позволяет открыть в Барнауле Алтайский филиал Сибирского отделения РАМН. Есть решение трех крупных российских НИИ об организации у нас филиалов. Это все совместная работа медуниверситета, администрации края. Я в этом деле - движитель.

Будет в медицинском университете и связанных с ним учреждениях развиваться наука - будет на высоком уровне осуществляться образовательная деятельность. Потому что новые знания, которые в процессе своей работы получают ученые, передаются студентам и врачам, которые проходят в АГМУ переподготовку.

Я думаю, мы сейчас не только усиливаем медицинскую науку на Алтае, но и создаем ту канву, которая скрепит Россию. У нас огромное количество научных центров собрано в западной части страны, прежде всего в Москве. Пора уже дойти до мысли о том, что в Сибирь, на Восток должны прийти их филиалы.

Чтение лекций - это тяжкий труд

- Валерий Иванович, сколько студентов вы выучили за время заведования кафедрой физиологии?

- Сейчас посчитаю. 27 лет умножить примерно на 350 второкурсников лечфака - где-то девять с половиной тысяч. А до этого я читал лекции на педиатрическом факультете. Кроме того, был деканом лечфака, проректором по учебной работе. Так что в результате получается гораздо больше.

- Сколько у вас учеников?

- Если по числу защищенных диссертаций, то порядка двадцати человек. Но я должен сказать, что кафедра физиологии - базисная кафедра. В свое время, когда еще не было диагностических центров, у нас была мощная лабораторная база. И тогда к нам очень тянулись клиницисты. Фрагменты примерно сорока диссертаций были выполнены на нашей кафедре. Кто это - ученики или нет? Я думаю, ученики.

Я много лет руководил стройотрядами мединститута, они были лучшими в крае и в стране. Десятки главных врачей прошли через эти стройотряды, получили там организационный, управленческий опыт. Я их тоже считаю своими учениками.

- Что вы обычно говорите студентам на первой лекции? Есть ли какое-то коронное начало?

- Ха-ха-ха! Я в мединституте создал семь театров миниатюр и шесть команд КВН - очень этим делом в молодости увлекался. Одна из программ одного из этих театров начиналась так: "Мы начинаем эту тему, и эта тема - человек!". Вот так я обычно начинаю свою первую лекцию.

Я очень люблю читать лекции. Делаю это всегда в актовом зале, потому что один поток на лечфаке - 150-170 человек. Мне нужно, чтобы студент понял жизнедеятельность всего человеческого организма, и не просто понял, но и смог запомнить, записать в тетрадь. Наверное, что-то мне удается. Когда студенты переходят на третий курс, их опрашивают анонимно, как они оценивают преподавателей. Мой средний балл - 4,7 - 4,9. Читать лекцию - это тяжелая работа, но мне она в радость. Мне повезло - у меня тот психотип личности, который жизнь воспринимает позитивно.

Ученый ученому - рознь

- В обыденном представлении ученый - человек не от мира сего, которому чужда всякая руководящая работа. Как вам удается совмещать научную и административную деятельность?

- Если взять всю мировую популяцию ученых, то, с моей точки зрения, есть несколько их видов. Есть ученые-одиночки. Это, как правило, чудаки, о которых пишут в книгах: они забывают, теряют, не приспособлены к жизни, полностью погружены в свою научную проблему. Для них совершенно не важно, как они одеты, как их кормят, что у них дома. Это очень продуктивные люди. Причем не всегда очень образованные. Их посещают, на первый взгляд, дикие идеи, а потом оказывается, что они ухватили какую-то важную связь в мироздании. Ведь что такое ученый? Это человек, который увидел то, чего не увидели другие.

Есть другой вид ученых. Они блестяще образованны. Их научная деятельность и проекты в значительной степени обусловлены знанием того, что сделали предшественники. Это высокоорганизованные люди, они умеют планировать свою работу, руководить коллективами. Классический представитель этой школы - Зиновий Соломонович Баркаган. Из этой группы ученых вырастают крупные ученые-организаторы.

Можно классифицировать по другому принципу. Есть выдающиеся ученые - их очень мало, но в Барнауле, к счастью, немного есть, но это не я. И есть высококвалифицированные научные работники, которые проводят высококвалифицированные исследования. Научных прорывов без них сделать невозможно, потому что именно они создают среду, в которой растут гении. Кто будет гением - решит время. Мне повезло - работая над Семипалатинской программой, я общался с выдающимися учеными, которые когда-то сыграли колоссальную роль в создании ядерного щита Родины.

Себя я отношу как раз к группе высококвалифицированных исследователей. Я знаю, что я умею поставить научный эксперимент, правильно сформулировать идею перед собой и перед своими учениками и смогу решить поставленную задачу.

Справка "СК"

Валерий Киселев родился 16 декабря 1942 года. Доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАМН, заслуженный работник Высшей школы РФ, заведующий кафедрой физиологии, проректор по внешним и международным научным связям АГМУ, научный руководитель НИИ региональных медико-экологических проблем, один из создателей Семипалатинской программы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость