Образование

Ненаучная теория "директора Димы"

Дмитрия Оскорбина, учителя лицея "Грани" и одного из основателей турнира по математическим боям, в Барнауле считают лучшим тренером победителей математических олимпиад. Недавно в Барнауле прошел 10-й, юбилейный турнир юных талантливых математиков.

Дмитрий Оскорбин, учитель лицея "Грани".
Дмитрий Оскорбин, учитель лицея "Грани".
Анна Зайкова

Олимпиады – это способ увидеть тех детей, которые подходят учителям. Может, это прозвучит эгоистично, но мне хочется работать не просто в школе, а в школе с определенными детьми. Я интуитивно чувствую детей, способных на большие победы.

Педагогу должен быть интересен его предмет. У меня нет педагогического образования, моя специальность – математика и прикладная математика. Когда я учился на четвертом курсе НГУ, моя бывшая учительница по математике попросила меня поработать за нее ровно неделю. Я работал на двух ставках, провел 40 часов... После этого опыта я в школе уже 15 лет.  

Учитель математики Евгения Владимировна Напалкова сы­грала слишком большую роль в моей судьбе. Через несколько лет после окончания школы наш класс математиков собрался на вечере встречи выпускников. И все говорили, что математику мы выбрали не потому, что любили предмет, – мы любили учителя.

В январе 2003 года Евгения Владимировна лежала в больнице. И в это время в Барнауле готовился турнир по математическим боям, которые она любила за атмосферу. Евгения Владимировна умерла за неделю до их начала. Группа барнаульских преподавателей без колебаний назвала турнир в честь моей учительницы.

Недавно у нас в школе произошел конфликт, похожий на столкновение посредственности c индивидуальностью. Мальчик из обычного класса ударил ровесника-десятиклассника из лицейского класса, и об этом конфликте написали в лицейской газете. Лицеисты размышляли о полярных вещах, в том числе об "интеллигенции и быдле". Ребята из обычных классов решили, что их отнесли к быдлу, и оскорбились. На днях они подошли ко мне высказать обиду. Видимо, их задевает наше существование. Их болезненная реакция связана с непониманием другого образа жизни. Мы не раз пытались объединить лицейские и простые классы. Не получается. Я считаю, это невозможно просто потому, что у них разные ценности. Ни о тех, ни о других нельзя сказать: "Эти хорошие, а те плохие".  

Учителя часто говорят, что в лицее "Грани" работают конфликтные педагоги, а наши ученики страдают "пупизмом". Это не совсем соответствует истине. К амбициозным учителям всегда приходят амбициозные дети.

Моя ненаучная теория: учитель выбирает себе учеников, как тренер, который готовит спортсменов-победителей. Один наш "олимпиадник" сказал в интервью, что его насильно заставляют заниматься математикой, что он ее терпеть не может, хотя и показывал всегда высокие результаты. Но вообще, он любит футбол и будет футболистом. На самом деле, это последствия переходного возраста, блеф. Он занимался и продолжает заниматься математикой. Наверное, в подготовке талантливых ребят все-таки есть элемент внешнего насилия. 

Виталий Селищев,
бывший ученик Дмитрия Оскорбина, студент первого курса Московского физико-технического института:

Если бы в свое время Дмитрий Николаевич не увидел меня на олимпиаде и не пригласил в "Грани", моя жизнь сложилась бы не так, как сейчас. Все было бы гораздо прозаичнее.

Справка

Любимый фильм Дмитрия Оскорбина – "Гадкие лебеди" Константина Лопушанского, снятый по знаменитой повести братьев Стругацких. 

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость