Образование

«Обнимашки – вообще культ». Как учитель начальных классов делает школу в Барнауле местом счастья для детей

Когда ребенок впервые переступает порог школы, он еще маленький, растерянный и беззащитный. Именно тогда начинается его настоящая биография, и именно с учителя начальных классов. Галина Волкова рассказывает, как встречать каждого ребенка так, чтобы школа стала домом, а учеба — приключением.

Галина Волкова - учитель начальных классов
Галина Волкова - учитель начальных классов
Предоставлено altapress.ru

«Это не героизм. Это — педагогика»

Галина Волкова - педагог с 35-летним опытом. Она говорит о своей работе, как о призвании:

«Как бы ни менялся мир, учитель начальной школы учит ребенка жить — аккуратно, внимательно, исправляя ошибки и начиная каждую новую страницу с чистоты».

Когда Галина Владимировна рассказывает о своей работе, на ее лице не всегда остается улыбка. Свое понимание профессии она объясняет не теориями — а историей, которую невозможно забыть.

«У меня в классе было три двойняшки, — начинает она. — Я заметила, что они всегда приходят неопрятные: бесконечно мятая форма, ничего не готово к урокам. Однажды они пришли зимой с голыми ногами. Я забила тревогу».

Вскоре выяснилось — дети были предоставлены сами себе.

«Голодные, холодные. Родителям на них наплевать. Мать только отмахивалась: “Заберите их, они мне не нужны”. Я долго с ней воевала — и по-доброму, и органами опеки грозила. Но ей было все равно», - рассказывает педагог.

Галина Волкова вспоминает, как перед уроками ходила к девочкам домой, одевала и вела их в школу:

«Я рылась в огромной куче их вещей чтобы найти хоть что-то приличное. Заплетала, кормила. Это не героизм. Это — педагогика. Мы, учителя советского времени, многое повидали».

Депрессия. Девушка.
открытые источники в интернете

Она вспоминает время, когда в школах еще не было социальных педагогов.

«В молодости мне казалось, что моя жизнь тяжела, что я живу бедно. Но все изменилось, когда мы вместе с органами опеки и ПДН ходили по квартирам неблагополучных семей. То, что я увидела там, запомнилось на всю жизнь. Захламленные комнаты, бутылки на столах, запах перегара, родители, погруженные в алкоголь — и среди всего этого существовали наши дети. Старые матрасы с желтыми пятнами заменяли им кровати. Эти кадры остались со мной навсегда, словно напоминание о том, что профессия учителя — это не только знания и уроки, но и внимательное сердце, которое видит, заботится и защищает».

Дети.
открытые источники в интернете.

«Я пришла в школу в прошлом веке»

Опыт Галины Волковой — целая эпоха. Она была молодой учительницей эры свободы, учителем-энтузиастом 1990-х и мудрым наставником в новое время появления жестких государственных стандартов.

«Я пришла в школу в прошлом веке, даже в прошлом тысячелетии, — улыбается она. — Училась у сильных советских учителей. Тогда все было понятно: методики проверены, пособия едины. Было легко начинать».

Потом пришел период полной свободы:

«Мы буквально купались в творчестве. Пробовали, экспериментировали. Это было удивительное время».

Но затем — новая система, стандарты и жесткие рамки:

«С проверками были перегибы. До каждой буквы точность. Шкафы обыскивали — чтобы не дай бог не увидеть другое пособие. Мы должны были вести урок так, как сказало государство. Свой голос был почти невозможен, тогда мы почувствовали рамки, в которых творческий учитель чувствовал себя сжато».

Тем не менее, учительница не сдавалась:

«Я тихонько подсматривала учебники других программ, чтобы детям, перешедшим из другой школы, объяснить все на их языке. Мы видели отсутствие логики в единой программе, возмущались, но ничего не могли поделать. Такова была задача».

Галина Волкова убеждена: каждый учитель должен выдержать перемены и придумать свой путь внутри них.

Дети играют в песочнице.
Михаил Хаустов

«С детьми я на одной волне»

За десятилетия преподавания она не потеряла главного — искренней любви к детям.

«Обнимашки — это вообще культ, — смеется она. — С них все начинается. Я всегда пытаюсь быть с детьми на одной волне. Если раньше к ним на урок приходил Незнайка, то сейчас — герои современных мультфильмов.

На уроке я живу их жизнью, слушаю их музыку. Они смеются, говорят: “Галина Владимировна, танцуйте!” — и я танцую. Вот так, куда деваться. Помню, как в молодости проводила праздник Ивана Купалы. Ребята обливали меня из ведер и носились за мной как за своим ровесником, было столько детского счастья, улыбок», - рассказывает учитель.

Но по словам Галины Волковой мягкость необходимо сочетать со строгостью.

«Сейчас у детей другие интересы, они могут капризничать без причины. Иногда спрашивают по 10 раз на дню: “А зачем это мне нужно все?” А я отвечаю: “Потому что я так сказала. Я старая и мудрая. Доверься мне”, - рассказывает педагог. – И это работает».

Галина Волкова - учитель начальных классов
Предоставлено altapress.ru

Почему сейчас учителям труднее

Галина Владимировна честно говорит о том, с чем сталкиваются педагоги сегодня:

1. Информационный мусор

«В голове у современных детей живет целая вселенная: сотни имен героев мультфильмов, блогеров, персонажей игр. Это их яркая, стремительная реальность, в которой они полностью растворяются. Учебная же информация рядом с этим буйством красок кажется им бледной, она просто не вызывает того же восторга».

2. Поверхностное внимание

«Дети сейчас становятся участниками игры быстрее, чем успевают прочитать ее правила. Они учатся через проигрыш: начинают, ошибаются, запускают уровень снова.

И в учебе происходит то же самое. Дети уверены, что знают ответ, тянут руку, но сказать часто не могут. Их внимание скачет, как по верхушкам волн: едва коснувшись темы, они уже уносятся дальше, так и не погрузившись вглубь».

3. Инклюзия

«Мы живем в удивительное и непростое время, когда образование стремится быть инклюзивным, открытым и терпимым ко всем. Это благородный путь, но именно он сильно усложняет работу учителя.

На плечи педагога ложится ответственность не только за обычных ребят, но и за детей с разными ограничениями — и физическими, и интеллектуальными. Это требует огромных сил, внимания и эмоциональных ресурсов.

И как бы мы ни старались, все понимают: таким детям нужны специалисты, которые могут дать им то, что не всегда под силу учителю в обычном классе. Инклюзия — важная идея, но она должна быть реализована так, чтобы не страдали ни дети, ни педагоги».

4. Внеучебные обязанности

«Современный учитель — это человек, который работает на пределе. Когда-то нам хватало одного школьного журнала. А сегодня педагог утопает в бумагах, отчетах, бесконечных заполнениях. Мы должны быть зарегистрированы во всех обучающих платформах, проходить переподготовки, писать и отчитываться. И все это ложится тяжелым слоем на живой урок, захламляя то, что должно быть чистым — учебный процесс».

И все же Галина Волкова приходит к выводу, что творческий учитель всегда найдет выход.

Дети на пляже.
Дмитрий Кудрявцев

Как формируется интерес к учебе

Галина Владимировна рассказывает о том, как она строит свои уроки — так, чтобы ребенку было интересно и комфортно, независимо от времени и обстоятельств.

1.Образность и ассоциации

«Когда мы пишем, я говорю детям: идем как человек по болоту — палочкой проверяем дорогу. Так же проверяем орфограмму. Образы помогают им увидеть то, что на первый взгляд кажется скучным и непонятным».

2. Игра

«Каждый мой урок — игра. Я все преподношу через образы, героев, музыку. У каждого ребенка свои интересы, и я стараюсь подстроиться под каждого. В этом — ключ к вниманию и радости учебы».

Дети играют в снегу.
Анна Зайкова

3. Индивидуальные опоры

«Раньше мы рисовали таблицы вручную, теперь есть цифровые возможности. Но суть остается прежней — создавать опоры для каждого ребенка. Например, я рисую на доске цветок, на который наклеиваю стикеры с примерами — дети отрывают их и решают задачи.

Я творческий человек: могу красиво рисовать, рифмовать, сочинять стихи. Математику, темы уроков преподношу в стихотворной форме, добавляя в них любимых героев и образы».

4. Психологическая безопасность

«Если в школе неуютно — интереса не будет. Я общаюсь с детьми не только на уроках. В субботу мы встречаемся, гуляем по роще, бегаем — создаем атмосферу доверия и радости».

Дети играют в грязной луже.
Михаил Хаустов

Галина Волкова убеждена: несмотря на стандарты и новые правила, учитель не должен полностью им подчиняться. Главная задача — сохранить связь с ребенком, вдохновить и помочь ему расти:

«Каждый новый лист в прописи — это новый день жизни ребенка. И новый день жизни страны, потому что за этими детьми наше будущее. Мы учим аккуратно писать не только буквы — мы учим аккуратно проживать жизнь. Увидел ошибку — исправь. Иди дальше чисто. Мы — учителя старой закалки. Как бы ни менялся мир, стараемся изо всех сил, чтобы у детей все получалось».

Галина Волкова - учитель начальных классов
Предоставлено altapress.ru

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость