Образование

Почему выпускники педагогического вуза не стремятся в школу?

– Светлана Семеновна, давай подвезу!

– О, у тебя уже новая иномарка? А я все пешком до школы и обратно…

– Ну, кто на что учился!

Светлана Васильчикова верит, что молодежь поедет в село.
Светлана Васильчикова верит, что молодежь поедет в село.
Олег Богданов

Светлана Васильчикова, учитель русского языка и литературы из Курьинской средней школы, моделирует сценку, которая не раз случалась с ней в реальной жизни на улице родного села. В роли  Светланы Семеновны – она сама, в роли владельца новой иномарки – ее бывший выпускник. И философствовать не надо: вот самый наглядный ответ на вопрос, почему выпускники педагогических вузов не сильно рвутся в профессию, а уж тем более в сельскую школу.

Как привлечь в село молодых педагогов? Почему сельский учитель – больше, чем просто учитель? Как ему идти в ногу со временем? Об этом говорили в Барнауле на Всероссийских педагогических чтениях, посвященных 100-летию со дня рождения просветителя Степана Титова, отца космонавта № 2 Германа Титова. Десять лучших сельских педагогов получили "титовские" премии – по 125 тысяч рублей.

Кто они – лучшие сельские учителя, о чем они беспокоятся, о чем мечтают?

Больше тысячи слов

Светлана Васильчикова, одна из этой счастливой десятки, уже знает, как потратить неожиданную прибавку к зарплате. Деньги пойдут на издание словаря русских говоров села Курья, подготовкой которого она вместе со своими учениками занимается с конца 70-х годов. Вопрос, почему именно на эту учительницу обратили внимание, когда из сотни педагогов, претендовавших на премию, выбирали десять, отпал как-то сам собой, когда Светлана Семеновна начала рассказывать о своей работе:

– Наше село – одно из старейших в крае, основано в 1749 году. Долгое время в нем проживали выходцы со всех уголков российского государства. К нам в поисках Беловодья, от крепостного права, от бескормицы на вольные земли ехали люди из европейской части страны, с юга и с севера. Где еще могло произойти в одном месте слияние такого большого количества культур? И какой любопытный диалект здесь сложился! Мне все это очень интересно, и я стараюсь заинтересовать ребят. Это местная наука: они вместе со мной собирают от бабушек, прабабушек то, что уже завтра может безвозвратно уйти.

Например, у курьинцев есть легенда, откуда взялось название нашего села: болота курились, поэтому Курья. И их не переубедишь! А мы с ребятами выяснили, что слово это к нам пришло от выходцев из северных губерний, из Архангельска. Или вот есть "барсетка", "кошелек", а у нас есть "гаманок", это слово понятно всем курьинцам. Про дырявые сапоги мы скажем "худые". Или кто-то говорит: "Хватит измигульничать!" Всем понятно – "капризничать".

Когда дети приходят в школу и говорят "айда", я им объясняю, что в русском языке нет такого глагола. Они не сразу это понимают. Все жители Курьи – носители диалекта, в том числе и я. Каждое слово можно разобрать, понять, откуда оно взялось, что обозначает. Так интересно! Это все жило в наших бабушках, прабабушках. Я начала всерьез заниматься словарем, когда уже училась в институте. Сначала мне помогали преподаватели, потом подключились ученики. Были поездки, экспедиции. Дети продолжают собирать  словарь. Сейчас в нем больше тысячи слов.

Билетик в будущее

Татьяна Билан, учитель английского языка Шипуновской средней школы, хочет потратить премию на круиз к норвежским фьордам.

– Расширение собственного пространства – очень больной вопрос для любого жителя села, – говорит она. – И я не только сама езжу, а стараюсь вывозить детей. Мы с ребятишками из нашей школы за последние пять лет побывали в Великобритании на курсах английского языка, в Финляндии, в Чехии, в Польше, в Швеции, в Германии, во Франции, в Бельгии и в Голландии. Ездим и по России. В прошлом году были в Санкт-Петербурге. Путевка без  дороги стоила семь тысяч рублей. Для селян это большая сумма. Но если подумать о будущем ребенка – мизер. Родители очень хотят, чтобы дети посмотрели мир. Они говорят: "Если я этого не видел, то пусть увидит мой ребенок".

Но не все, к сожалению, могут себе это позволить. Зато все дети понимают, что иностранный язык – их билетик в жизнь. А вот преподавание языков  в школе, особенно в сельской, – больной вопрос! У нас, например, большая школа, работают 78 педагогов, и лишь четверым меньше 35 лет. Но Шипуново – райцентр, учителя иностранного языка есть. На весь район – 29 преподавателей английского. И это еще хороший состав! Как правило, в сельских школах гораздо меньше квалифицированных учителей. Иностранный язык должен преподавать специалист. А у нас в маленьких школах его порой ведут учителя других предметов. Они стараются, но это не то! Так отрезается целый пласт будущего ребятишек…

Они приедут

Работники школ, сотрудники педагогических вузов уверены, что кадровая проблема образования в целом и сельских школ в частности – чисто экономическая. Молодых специалистов отпугивает не профессия, а зарплата. Геннадий Бордовский, ректор Санкт-Петербургского педуниверситета имени Герцена, гость Титовских чтений (интервью с ним читайте в одном из ближайших выпусков "СК". – Авт.), говорит, что в их городе это доказали. После того как губернатором было принято решение о повышении зарплаты в три раза – вакансии в школах исчезли.

Светлана Васильчикова, одна из героинь нашего материала, – оптимист:

– Да, время очень сложное! Вопрос кадров, пожалуй, самый больной. Но, слава богу, пена уже оседает. Нужно время. Оно пройдет, и настоящие девочки и мальчики, они приедут в село учить.

Петр Скрылев,
пенсионер, бывший учитель истории кытманов­ской средней школы № 1, обладатель премии имени Степана Титова:

Работаю с 1941 года. Я моложе Степана Павловича Титова всего на 13 лет. Но пока могу ходить, дышать, пока умею соображать, буду идти по пути, выбранному 70 лет назад, только вперед.

Справка

Премии имени Степана Титова в 2010 году получили: Татьяна Билан, учитель английского языка Шипуновской средней школы; Тамара Ковылина, учитель русского языка и литературы, директор ребрихинской школы № 1; Любовь Сухорукова, пенсионерка, бывшая учительница математики Первоалейской средней школы Алейского района; Ольга Штро, педагог дополнительного образования Поспелихинского районного центра детского творчества; Анна Двинина, учитель биологии Солонешенской средней школы; Светлана Васильчикова, учитель русского языка и литературы Курьинской средней школы; Михаил Ягунов, учитель географии Волчно-Бурлинской школы Крутихинского района; Людмила Бушуева, учитель математики Чарышской средней школы; Алла Королева, учитель математики, директор Макарьевской основной школы Топчихинского района, и Петр Скрылев, пенсионер, бывший учитель истории кытмановской средней школы № 1.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость