Образование

Со следующего года школьники Алтая смогут совместить выпускные экзамены с поступлением в вузы

8 октября на заседании коллегии Министерства Образования Российской Федерации было принято решение о включении Алтайского края в число экспериментальных регионов по проведению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2002/2003 учебном году. Всего в эксперименте примут участие 48 регионов страны (700 тысяч учащихся - 60% всех выпускников страны).

Оценки будут объективными

Из-за того, что в школах резко возросло разнообразие методов и содержания образования (появились гимназии, лицеи), возникла необходимость в объективной оценке уровня подготовленности учеников по базовым дисциплинам, то есть в едином госэкзамене. При сдаче ЕГЭ знания выпускника школы оценивает не учитель, который преподавал предмет, а Государственная экзаменационная комиссия.

В результате двухлетнего эксперимента стало ясно, что ЕГЭ повышает доступность высшего образования для детей из сельской местности. Сами выпускники средних школ отмечают более благоприятное психологическое состояние в процессе ЕГЭ по сравнению с традиционными экзаменами в школе и тем более в вузе, где большую роль играет субъективный фактор (почерк, внешние данные). При сдаче ЕГЭ общение выпускника происходит только с бумагой, что смягчает стресс и увеличивает шансы.

Средства на проведение эксперимента на Алтае будут выделены из федерального и краевого бюджетов. На них планируется закупить специальную технику (компьютеры, сканеры, средства связи), обучить методистов-тестологов и обеспечить их необходимыми материалами.

Округление в пользу высокого балла

В Алтайском крае свидетельство с результатами ЕГЭ получат более 34 тысяч выпускников общеобразовательных школ и СПТУ. В свидетельстве будут стоять оценки по русскому языку и математике: эти предметы включены в перечень дисциплин ЕГЭ как обязательные. Другие дисциплины, впрочем, как и их количество, будет выбирать сам выпускник исходя из того, на какой факультет вуза он собирается поступать. Всего дисциплин "по выбору" пять: физика, химия, биология, история и обществознание.

В заданиях всех дисциплин ЕГЭ содержится три части: А, В и С. Первая часть состоит из тестовых заданий с выбором ответа базового и повышенного уровня сложности. Вторая часть - задания с кратким ответом повышенного уровня сложности, и третья часть - задания с развернутым ответом повышенного и высокого уровня сложности. Всего в трех частях в зависимости от предмета будет от 25 до 70 заданий. На их выполнение отводится три часа.

Выпускникам, сдавшим ЕГЭ, выдается аттестат об общем среднем образовании и свидетельство с результатами ЕГЭ. В свидетельство проставляются баллы по стобалльной шкале по каждому предмету, сданному в рамках ЕГЭ. Свидетельство остается действительным до 31 декабря года сдачи ЕГЭ.

В аттестат по общеобразовательным предметам, сданным в рамках ЕГЭ, по пятибалльной шкале, выставляется отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, при этом округление производится в сторону более высокого балла.

Выпускник имеет право разослать копии свидетельства в вузы регионов, участвующих в эксперименте. В Алтайском крае в эксперименте участвуют почти все государственные вузы, а также их филиалы. Степень своего участия определяет сам вуз, но не менее половины специальностей должны принимать результаты ЕГЭ.

Если абитуриент не сдал ЕГЭ по каким-либо предметам, необходимым для зачисления, то вуз предоставляет ему возможность "досдать" (не пересдать) нужную дисциплину при поступлении, но опять же в виде ЕГЭ.

Приемные комиссии избавятся от лишнего труда

По мнению ректора АГУ Юрия Кирюшина, в этом году приемные комиссии вузов столкнутся с принципиально новой процедурой конкурсного отбора: формирование контингента студентов будет проходить по свидетельствам ЕГЭ.

Отсюда возникает необходимость коренной перестройки работы приемных комиссий, функции которых заметно упрощаются. В новых условиях их работа должна быть нацелена на то, чтобы выпускники средних школ на ЕГЭ выбрали именно ту дисциплину, которая значится в качестве вступительного испытания на специальности вуза.

Результаты тестирования будут недоступны для посторонних: при сдаче ЕГЭ применяются специальные одноразовые конверты, исключающие утечку информации, данные о выпускнике записываются на отдельный бланк и сразу запаковываются.

Для проведения эксперимента в Алтайском крае будет создан Координационный совет по ЕГЭ, в состав которого войдут представители краевого комитета по образованию, совета ректоров вузов Алтая, совета директоров средне-специальных учебных заведений, средств массовой информации и общественных организаций.

В его рамках будут созданы Государственная экзаменационная комиссия, региональный Центр обработки информации (Центр оценки качества образования), предметные и конфликтные комиссии, группы общественных наблюдателей. В каждом районе Алтайского края будут организованы пункты первичной обработки результатов, а на базе части школ - пункты проведения ЕГЭ.

По мнению Александра Галочкина, директора Центра оценки качества образования, "по целям, по тем задачам, которые решаются и отрабатываются в ходе эксперимента, по тому влиянию, которое он оказывает уже сейчас на систему образования, его нельзя отнести к разряду "модернизации". Это изменение основополагающих принципов российского образования".

На базе ЕГЭ будет создана федеральная система оценки качества образования. Ее внедрение позволит уже с других позиций решать многие проблемы образования: подготовку и переподготовку педагогических кадров, систему аттестации, сменить методы управления образовательными учреждениями страны, их материально-техническое и финансовое обеспечение.

Константин ЗЫРЯНОВ.

Уважаемые выпускники школ и родители! Если у вас есть вопросы по проведению единого государственного экзамена, мы готовы найти на них ответы и посвятить этой теме еще не одну публикацию. Звоните нам по телефону 26-63-69 или сбрасывайте свои вопросы с подписями на пейджер редакции 15441 (067).

Зачем нам такой экзамен?

ЕГЭ задуман как средство решения многих проблем с целью повышения эффективности российской системы образования. В их числе предполагается:

- сделать высшее образование доступнее благодаря введению однотипных экзаменов для всех выпускников школ и их одновременного участия в заочном конкурсном отборе в несколько вузов;

- совместить выпускные и вступительные экзамены и тем самым снизить психологическую нагрузку на выпускника общеобразовательной школы;

- дать объективную и независимую оценку деятельности всех участников образовательного процесса (ученика, учителя, администратора) и тем самым стимулировать повышение эффективности их деятельности;

- создать новую систему финансового обеспечения вузов, соответствующую рыночной экономике.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость