На прошлой неделе краевое управление образования опубликовало итоговые отчеты о состоянии системы за 2015/16 учебный год. Они содержат в том числе и такие данные. В докладе о развитии образования в Барнауле также сказано, что больше не сдавших экзамен по математике стало и среди выпускников 11-х классов. Провалили экзамен 36 человек, год назад таких было 17.
В городском комитете по образованию "провели анализ и сделали выводы". И они потрясают еще больше, чем цифры. Оказалось, что выпускники не справляются чаще всего с заданиями из курса математики 5–6-х классов.
Среди основных причин такого низкого результата называют несовпадение учебной программы по математике и заданий экзамена. Оказалось, что больше 60% выпускников 9-х классов не решают задания по геометрии, у учащихся 7–8-х классов не сформированы метапредметные связи, то есть школьники не понимают, как и где применить свои знания на практике.
Возникает вопрос: как составляют задания? И почему у школьников спрашивают то, чего они знать не могут? Почему никто не бьет тревогу по этому поводу? Или все-таки причины в другом?
Когда я оканчивала школу, в 9-м классе этот механизм сдачи экзаменов (так называемый ОГЭ) еще не ввели, но эксперименты с ЕГЭ были в самом разгаре. Тогда до 9-го класса нас учили и предмету, и тому, как решать задачи, и как применять знания. А потом два года перед ЕГЭ натаскивали на решение тестов. И тогда о понимании речи уже не шло, только о навыках решения примеров.
Родители нынешних школьников рассказывают, что к экзаменам в 9-м классе готовят чуть ли не с первой четверти пятого класса. Но задания снова меняются. Становится необходимо не просто выбирать ответы из предложенных, а приводить решение задачи. А учителя уже перестроили систему обучения под ЕГЭ и пока не меняют ее.
И это еще одна из названных управленцами причин — основная масса учителей математики стареет. Остающиеся не готовы или не хотят перестраиваться на новую систему работы. А молодые учителя, которые приходят в школы, сами поступали в вуз со средним баллом по математике от 45 до 54, что не дотягивает до высокого уровня владения предметом. Замкнутый круг.
Чтобы его разорвать, правильным кажется вернуться к системе обучения, которая не подстроена под конкретную форму экзамена. Школьнику, у которого есть глубокие знания предмета, не важно, сдавать тесты или решать задачи, делать это под наблюдением камер, под строгими взглядами учителей или одному в пустой комнате. И менять систему нужно не дожидаясь того, как станут известны результаты ЕГЭ очередного поколения школьников.
Самое важное - в нашем Telegram-канале