Образование

Среди сдающих много отстающих или почему школьникам все сложнее сдать госэкзамены

9% барнаульских девятиклассников в этом году не сдали выпускные экзамены и остались на "повторное обучение". 466 человек из 5280 сдающих провалили экзамены. Такие были в 69 школах из 84, работающих в городе. В некоторых из них, в том числе лицеях, не сдавших было по 20 человек, то есть почти по целому классу. Еще 27 человек вообще не допустили к аттестации

Барнаульские школьники из школы № 126 сдают ЕГЭ по русскому языку. 29 мая 2009 года.
Барнаульские школьники из школы № 126 сдают ЕГЭ по русскому языку. 29 мая 2009 года.
Анна Зайкова

Надежда Кириллова, спецкор ИД "Алтапресс".
Надежда Кириллова, спецкор ИД "Алтапресс".
Altapress.ru.
Доля учащихся, не набравших минимального количества баллов по русскому языку, составила почти 2% против 0,6% в 2015 году, по математике — целых 9,1%, хотя еще в прошлом году этот показатель был равен 1,8%. Цифры шокируют.

На прошлой неделе краевое управление образования опубликовало итоговые отчеты о состоянии системы за 2015/16 учебный год. Они содержат в том числе и такие данные. В докладе о развитии образования в Барнауле также сказано, что больше не сдавших экзамен по математике стало и среди выпускников 11-х классов. Провалили экзамен 36 человек, год назад таких было 17.

В городском комитете по образованию "провели анализ и сделали выводы". И они потрясают еще больше, чем цифры. Оказалось, что выпускники не справляются чаще всего с заданиями из курса математики 5–6-х классов.

Среди основных причин такого низкого результата называют несовпадение учебной программы по математике и заданий экзамена. Оказалось, что больше 60% выпускников 9-х классов не решают задания по геометрии, у учащихся 7–8-х классов не сформированы метапредметные связи, то есть школьники не понимают, как и где применить свои знания на практике.

Возникает вопрос: как составляют задания? И почему у школьников спрашивают то, чего они знать не могут? Почему никто не бьет тревогу по этому поводу? Или все-таки причины в другом?

Когда я оканчивала школу, в 9-м классе этот механизм сдачи экзаменов (так называемый ОГЭ) еще не ввели, но эксперименты с ЕГЭ были в самом разгаре. Тогда до 9-го класса нас учили и предмету, и тому, как решать задачи, и как применять знания. А потом два года перед ЕГЭ натаскивали на решение тестов. И тогда о понимании речи уже не шло, только о навыках решения примеров.

Родители нынешних школьников рассказывают, что к экзаменам в 9-м классе готовят чуть ли не с первой четверти пятого класса. Но задания снова меняются. Становится необходимо не просто выбирать ответы из предложенных, а приводить решение задачи. А учителя уже перестроили систему обучения под ЕГЭ и пока не меняют ее.

И это еще одна из названных управленцами причин — основная масса учителей математики стареет. Остающиеся не готовы или не хотят перестраиваться на новую систему работы. А молодые учителя, которые приходят в школы, сами поступали в вуз со средним баллом по математике от 45 до 54, что не дотягивает до высокого уровня владения предметом. Замкнутый круг.

Чтобы его разорвать, правильным кажется вернуться к системе обучения, которая не подстроена под конкретную форму экзамена. Школьнику, у которого есть глубокие знания предмета, не важно, сдавать тесты или решать задачи, делать это под наблюдением камер, под строгими взглядами учителей или одному в пустой комнате. И менять систему нужно не дожидаясь того, как станут известны результаты ЕГЭ очередного поколения школьников.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость