Образование

Стоит ли школам покупать Windows или обходиться бесплатным Linux?

Государство поставило все школы России перед выбором: либо бесплатно получить и установить на своих компьютерах свободное программное обеспечение (ПО) Linux, либо "по старинке" использовать Windows, ежегодно и за свой счет приобретая лицензии.

При этом известно, что на большинстве компьютеров в стране сегодня установлен Windows. Насколько правильно "прививать" детям Linux, который пока получил безоговорочное одобрение лишь у профессиональных программистов? И не придется ли школьникам потом вновь переучиваться, чтобы освоить Windows?  На эту тему рассуждают эксперты.

Напомним также, что  до конца января 2011 года во все школы Алтайского края планировалось поставить пакетов свободного программного обеспечения (ПО), в том числе операционной системы Linux.

Николай Прянишников,
президент Microsoft в России:

Мы придерживаемся нейтральности и считаем, что в школах должны быть различные программные продукты, главное, чтобы они отвечали сегодняшним и завтрашним задачам образования.

Сколько стоит Windows

В базовый пакет пользовательского ПО Microsoft для школ входят:

  • операционная система Windows в редакции Professional;
  • пакет офисных приложений Microsoft Office;
  • редактор схем и векторных изображений Visio;
  • среда разработки ПО Visual Studio;
  • набор клиентcких лицензий Core CAL (Windows Server CAL, Exchange CAL, SharePoint CAL и System Center Configuration Manager CAL).

В Microsoft сообщили, что ориентировочная стоимость пакета составляет $ 8 (258 рублей) в год на один компьютер. В крае порядка 1,2 тыс. учебных заведений с 17 тыс. компьютеров. Покупка лицензий на все компьютеры ежегодно будет стоить около 4,4 млн. рублей. На техническую поддержку Linux и комплекты свободного ПО в этом году в крае будет потрачено 3 млн. рублей.

Алексей Свиридов,
руководитель отдела разработки программного обеспечения группы компаний "Ритейл Сервис":

Идея перевода учебных заведений на свободное программное обеспечение, на мой взгляд, является правильной по нескольким причинам. Во-первых, это повысит компьютерную грамотность преподавателей и школьников. До сих пор есть очень много пользователей, считающих компьютер и Microsoft Windows единым целым. Я считаю Windows отличной операционной системой, но у людей должно быть понимание, что существуют разные по стоимости и набору решений конкретных задач операционные системы.

Наверняка для многих станет откровением, что Linux уже сейчас отлично подходит для большинства стандартных задач – выхода в Интернет, получения почты, проигрывания музыки и фильмов, редактирования текстов и таблиц. Причем эта ОС бесплатна. Работая с Linux, пользователь еще с детства может понять: если хватает возможностей бесплатной ОС, вовсе необязательно покупать или воровать Windows.

Во-вторых, внедрение бесплатного ПО может принести колоссальную экономию бюджетных средств при правильном подходе.

В-третьих, школы перестанут зависеть от одного поставщика ПО. Windows – это обычный продукт частной компании. Microsoft может распоряжаться его судьбой как угодно.

Например, в 2008 году компания Microsoft объявила о прекращении продаж Windows XP – наиболее распространенной сейчас версии. Теперь пользователь не может законно ее купить, даже если уверен, что ему этой ОС достаточно. И если он умеет работать только на Windows, то будет вынужден покупать Windows Vista, затем Windows 7 и так далее. В мире свободного ПО такое невозможно. Все свободное ПО любой версии можно использовать сколько угодно, как угодно и по своему усмотрению.

Безусловно, такие большие перемены не обойдутся для школ без проблем. Одна из них – отсутствие специализированного ПО, адаптированного под Linux. Я уверен, что многие производители софта могут создать его в кратчайшие сроки. Еще существует проблема обучения учителей, особенно старшего возраста. Но внедрять свободное ПО можно поэтапно.

Благополучной реализации этого проекта может помешать только наша российская действительность. Коррупция, бюрократия, безответственность, высокий уровень безграмотности могут свести на нет все благие начинания.

Алексей Шишкин,
отец двоих сыновей-школьников:

Лично я против того, чтобы школы переходили на использование ОС Linux. После школы дети поступают в университеты, потом устраиваются на работу. И если в университете еще может быть гибкий подход (можно будет работать как на Linux, так и на Windows), то большинство работодателей сегодня используют именно Windows. А если базовые навыки работы на компьютере получены на Linux, то впоследствии перестроиться к работе в другой ОС будет сложно. У родителей далеко не всегда есть время чему-то учить своих детей, в том числе и изучать с ними компьютерные программы. Заниматься этим должна школа.

В школе, где учатся мои сыновья, нам пока не сообщали о том, что планируют переходить на использование Linux. Если школа предложит приобрести лицензию на Windows родителям, то вопрос в том, какую сумму попросят сдать.

Логично, что государство не хочет спонсировать иностранную компанию, производящую такой востребованный сегодня продукт, как операционная система. Но на образовании детей это, скорее всего, скажется не очень хорошо. Хотя кто знает, возможно, когда мои сыновья вырастут (им сейчас 8 и 12 лет), уже большинство работодателей будут использовать Linux. К тому времени, не исключаю, появятся и специальные программы для этой ОС, аналоги тех, которые сегодня работают только на Windows.

Татьяна Бауэр,
директор средней школы №2 (село Алтайское):

Наша школа перешла на использование операционной системы Linux около трех лет назад по инициативе учителя информатики Дмитрия Коновалова, который на тот момент у нас работал. 

Сегодня из 58 компьютеров, которые установлены в нашей школе, только 10 с операционной системой Windows. При переходе на Linux возникало много проблем. Некоторые из них не решены до сих пор. Не все диски с учебными материалами открываются на компьютерах с Linux. Библиотека и бухгалтерия вообще не могут работать на Linux, потому что их специализированные программы написаны под Windows. Аналогичная проблема и с интерактивными досками. Вариант покупки лицензии Windows за счет родителей мы не рассматривали, потому что уровень жизни в районе невысокий.

Учителя долго адаптировались к новой операционной системе. Я, например, до сих пор работаю на Windows, у меня нет времени искать, где находится та или иная функция на Linux. Но вообще, опыт нашей школы показывает, что переход на свободное программное обеспечение возможен. Многие учителя сейчас уже его освоили, несмотря на то что у каждого процесс привыкания проходил с разной скоростью. Дети, наоборот, адаптировались очень быстро. Информатика у нас преподается со второго класса, и у учеников проблем с освоением Linux не возникло. Возможно, в будущем им будет сложно привыкать к Windows, но делать это придется. Ведь большинство работодателей пользуются Windows, и не факт, что в этом смысле что-то изменится. Переобучение может лечь на плечи работодателя.

Опрос. А у вас компьютеры хорошие?

Ольга Сапожкова,
директор СОШ № 76 (Барнаул):

Хорошие. У нас 39 компьютеров. Месяц назад мы перевели класс информатики на Linux. Этот предмет преподается с 6-го класса.

Галина Малько,
учитель информатики СОШ № 107:

Наши компьютеры вполне соответствуют тем задачам, которые на них решаются. Не все из них совсем новые. Но даже те, которые покупались в 2003 году (их у нас 6 из 48), прошли обновление или, как говорят, ап-грэйд, и на них можно работать.

Арина Развалова,
ученица школы "Бригантина" (Заринск):

Да, хорошие. Для проведения уроков информатики наш класс разделили на две группы. Мне повезло – я занимаюсь в кабинете, где компьютеры совсем новые.

Маша Рудакова,
ученица школы № 2 (Смолен­ский район):

У нас очень хорошие компьютеры. Я учусь в седьмом классе, и информатики у нас еще нет. Но нам все равно разрешают работать на компьютерах, когда это необходимо.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость