Канадские ученые выяснили, что люди, восприимчивые к псевдоинтеллектуальной информации, менее сообразительны и склонны верить в теории заговоров, паранормальные явления и альтернативную медицину, передает The Independent.
Кандидат наук Гордон Пенникук и группа ученых из Университета Уотерлу протестировали 300 человек, отмечая свои наблюдения в документе под названием "Восприятие и определение псевдоинтеллектуальной чепухи", в котором слово "чепуха" упоминается около 200 раз.
В качестве примера они привели следующее псевдоинтеллектуальное высказывание: "Скрытое значение формирует бесподобную абстрактную красоту".
"Несмотря на то что, на первый взгляд данное высказывание содержит смысл, это просто набор слов, собранных в цельное предложение", — пояснили ученые в отчете.
Они отметили, что подобные высказывания, в отличие от абсурда, не правдивы и не несут смысла.
Для проведения эксперимента ученые использовали сайт, который генерировал псевдоинтеллектуальные предложения и высказывания из набора случайных слов.
В результате получились предложения типа "Мы на перекрестке изменений и желаний" или "Эта жизнь — не что иное, как публичный квантовый прыжок таинственного восстановления".
Участникам эксперимента предложили оценить глубину подобных высказываний по шкале от 1 до 5. Средний балл оценки между "отчасти глубоко" и "достаточно глубоко" составил 2,6. Около 27% участников оценивали высказывания как "глубокие" и "очень глубокие".
Во втором тесте участники оценивали реальные псевдоинтеллектуальные высказывания. Им было предложено почитать твиты Дипака Чопры, писателя, известного своими взглядами на духовность и медицину.
"Божественные чувства, такие как любовь, сострадание, радость и спокойствие, не зависят от внешних факторов. Они — качества нашей души", — говорится в одном из твитов Чопры.
Отмечается, что результаты были такими же, как и в первом случае.
В двух последних тестах участники читали обычные утвердительные предложения, пословицы и всем известные факты, например "Новорожденные требуют постоянного внимания". Это было сделано, чтобы убедиться в том, что тестируемые не видят в каждом высказывании глубокий смысл.
Как и ожидали ученые, большинство участников оценили подобные высказывания как "неглубокие" и высоко оценили хорошо известные фразы, пишет Газета.ру.
Самое важное - в нашем Telegram-канале