Недавно в СМИ появилась новость о том, что две пожилые жительницы Алтайского края Ольга Никулина и Людмила Скафенко будут представлять наш регион на III Всероссийском чемпионате по компьютерному многоборью среди пенсионеров. До этого они осваивали компьютерную грамотность на курсах в пенсионном фонде и учились пользоваться Единым порталом госуслуг на мастер-классе в "Ростелекоме".
Более молодые люди в большинстве своем осваивают электронные устройства и возможности Интернета самостоятельно. И нередко с покровительственной улыбкой наблюдают за тем, как старшее поколение с трудом постигает премудрости зарождающегося информационного общества. Ведь, наверное, каждый видел ребенка, который запросто управляется не только с современным телевизором, но и с гаджетами посложнее. Мы, пользуясь информационными технологиями каждый день, склонны верить, что они упрощают жизнь. А то, что упрощает, кажется, не должно предполагать специального обучения.
Этот вопрос недавно обсуждался на известном портале для профессионалов сферы высоких технологий. Автор поста утверждал, что большинство из нас на самом деле не умеет пользоваться компьютером. Ведь нередко люди обращаются к специалистам по совершенно глупым поводам. Например, не подключают ноутбук к Wi-Fi сетям и не понимают, почему у них не работает Интернет. Кто-то, купив современный смартфон, наоборот, оставляет постоянно включенным мобильный Интернет и тем самым дает возможность обновлять через него все приложения, а потом удивляется счетам за связь.
Но даже пользователи, которые не делают таких очевидных ошибок, иногда чувствуют себя поставленными в тупик при использовании современных сервисов. Того же портала госуслуг, например. Недавно я наблюдала, как моя знакомая оформляла через портал загранпаспорт. В итоге она пришла к выводу, что если бы пошла делать его традиционным способом, то потратила бы куда меньше времени.
Казалось бы, к любому устройству или интернет-сервису есть инструкция. Но нередко она либо непонятна, либо не соответствует тому, как на самом деле работает система. Например, на том же портале госуслуг очень подробно описано, какую фотографию нужно загрузить в заявку на оформление загранпаспорта. Можно убить много времени, чтобы ее сделать. Но люди, которые уже заполняли эту заявку, скажут вам, что на самом деле на фото должно быть просто хорошо видно ваше лицо. В паспорт оно все равно не пойдет и нужно только для формальности. А лично у меня возникала сложность в работе с порталом потому, что ему не понравился браузер, которым я пользовалась. На то, чтобы выяснить это, тоже потребовалось время.
Так что упрощение нередко оказывается мнимым. Человек, желая сэкономить силы и время с помощью информационных технологий, нередко становится героем квеста – приключенческой компьютерной игры, где требуется решение задачек. И можно сказать, что все мы являемся участниками глобального чемпионата по этой игре. Только тот, кто достаточно умен, опытен, умеет читать между строк и знает, кому задавать вопросы, сможет в ней выиграть.
Самое важное - в нашем Telegram-канале