Образование

Здравствуй, школа!

Российское образование утратило идеалы прошлого - так же, как все общество утратило ориентиры. Что дальше?

Пришествие каждого нового Первого сентября неумолимо напоминает о быстротечности дней нашей жизни. А также – о наличии неких констант, которые существуют автономно и самодостаточно, без какой-либо привязки к финансовому году,  экономическим кризисам и даже выборам или их полному отсутствию, и будут существовать.  

Например, о том, что  в каждой отдельной стране, в частности, нашей,  младенцы превращаются в первоклассников, последние – в подростков, а те, свою очередь, в студентов, разнорабочих или лиц без определенных занятий, вне зависимости от уровня экономического развития государства, доброй памяти приоритетных национальных проектов, модернизации, уровня коррупции и степени социальной защиты населения. И в любом случае подавляющее большинство семилеток  пойдут  первого сентября в школу. И огромная армия преподавателей, самых разных, придут также в классы и будут учить детей, как смогут,  или как предписано. И в конечном итоге результаты всех модернизаций, нефтедобычи и прочего будут определяться не биржевыми индексами, а тем, кто и как  освоил этот необходимый каждому современному человеку путь  обретения знаний, анализа,  и самостоятельного поиска.  И в нашей стране, и за ее пределами. От этого зависит будущее всех, потому что сегодня уже невозможно жить в одиночку, в изоляции, вне контекста.

Почему-то кажется, что очень немногие сегодня готовы хотя бы ненадолго об этом задуматься. Последние публичные дискуссии, телесюжеты и даже разговоры обывателей подтверждают тревожные симптомы.

Сюжет о незадачливом директоре подмосковной школы,  соорудившем на полученные от родителей детей с задержками в развитии взятки  дворец, изумляющей первозданностью  замысла и полным отсутствием вкуса и чувства меры – стана охнула от  полученного впечатления не меньше, чем от истории с  прокурорами, крышующими подпольные казино  так же под боком у столицы. Урод, конечно, сам виноват. Но возникает вопрос - не вчера же все это началось, при всем желании за месяц столько взяток не сгрести даже с обезумевших родителей-олигархов.  Дело в системе, точнее, в отсутствии системы образования в конкретном регионе? В родителях, которые приняли безропотно первобытные правила и кормили монстра? В еще более безгласных педагогах, подпитывающие липовые табели о мифических зарплатах и премиях?

Или - в отсутствии представления о том, что такое и зачем вообще нужно образование, начальное, среднее, высшее, как таковое?

В последние недели перед Первым сентября как никогда много говорят об истории – о путче  августа 1991 и его скрытых и явных пружинах, о личном выборе лидеров и рядовых участников событий, о приоритетах и нравственных императивах - именно так, их много,  и приоритеты разнятся и множатся... Впечатление такое, что современники, будто продрав глаза от  долгого сна, лихорадочно пытаются ущипнуть себя  -  где это я,  с какой стати, и я ли это вообще?

Мы потеряли не великую страну, мы потеряли куда большее -  представление о  себе и мире, о том, ради чего вообще нужна великая или не очень  страна, правительство,  государственные институты, культура,  пресса, то же образование. И это видят наши дети, от которых не скрыть этого  смущения – и предательства идеалов, которыми питались без малого три века  отечественных мыслителей, интеллигентов, преобразователей и простых людей, нематериальных ценностей, которые помогли  выжить в годы испытаний и тирании и были походя выброшены с корабля современности новой элитой новой страны, которую один историк-телеведущий не без иронии сравнил с русской элитой периода Ярослава Мудрого – главная идея набить карман и пограбить, когда  повезет, по возможности, безнаказанно.

В России  есть  печально известный ЕГЭ - но нет единого представления о школе и образовании, и прогрессе, о направлении  и смысле его. Впрочем, равно как нет единого информационного пространства, культурной, социальной, научной политики, и многого другого, - общей системы ценностей, наконец. И школа  демонстрирует это в гипертрофированном варианте.  Вспомнить хотя бы  передачи о детях богатых и истерических  потугах состоятельных и знаменитых  родителей хоть как-то воспитать отпрысков - за заборами частных гимназий или английских  и швейцарских школ, о  беспризорниках, о детях многодетных матерей, не успевающих на занятия,  тех, кто волной перемен и  неразумием принимающих решения отброшен навсегда от естественного и зафиксированного в российской Конституции права на  реальное современное образование. Между ними, сверстниками, невозможно согласие, они никогда не сойдутся, как сходились дети диссидентов и стукачей, рабочих и  академиков в годы  советской стагнации или у баррикад вокруг Белого дома 20 лет назад, они уже не смогут никогда смотреть в одну сторону, прийти к общему пониманию того, какой должна быть страна и ее будущее...   

Мы потеряли ту школу, которая учила нас милости к падшим, сочувствию к маленькому человеку, личному достоинству и свободе, которые превыше земных благ. Именно эта школа   хранила традиции отечественной интеллигенции, подготовила, перестройку,  публицистику  поздних 90-х, правозащитную повестку дня... Не будем обманывать себя, она ушла в прошлое, как отважная и пылкая журналистика  минувшей эпохи, как романтики  с депутатскими значками, как многое из того, что  до сих пор не забыто и щемит сердце.

На вступительном экзамене  на факультет МГУ симпатичный  и неглупый парень из Астрахани, отвечая на вопрос о том, кто такой Олег Кошевой,  бойко ответил - да Олежка  наш,  смелый репортер, его избили,  судили, но он не сдается, - и даже не  понял, отчего экзаменаторы  готовы впасть в коматозное состояние.

Не хочу сказать, что парень не имеет шанса стать хорошим журналистом в будущем, вовсе нет. Но он не сможет уже найти той интонации, которая легко давалась его сверстнику 20 лет назад...

1 сентября все – и  официальные  люди, и телеведущие, и обыватели, говорили о деньгах- сколько выделено средств на переоснащение учебных центров, на сколько  упали с  пришествием нового мэра доходы московского учителя, сколько  месячных зарплат медсестры с надо потратить на самый скромный набор первоклассника...

Это, конечно,  важно, и нуждается в обсуждении. Но хотелось бы вспомнить и о другом. О том, что  в голодные годы  - после Великой Отечественной войны, или после перестройки – наши дети были лучшие в освоении знаний, самостоятельности мышления, грамотности, наконец.   Мы давно уже отстали, на первом месте  крепко держатся финны, воспринявшие от советской школы  системный подход и прибавившие европейское  внимание к индивидуальности  ребенка, о котором первыми опять-таки заговорили советские педагоги-новаторы в далекие годы всеобщего дефицита. Во всем мире, особенно в  богатых странах, давно уже поняли, что деньги, конечно, определяют прогресс, но лишь частино. Необходимо что - то еще. Именно поэтому там так ценят наших ученых,  сохранивших тайный пламень идеализма, без которого невозможен подлинный прогресс...

Впрочем, жизнь продолжается, и это уже  очевидный повод для оптимизма.

А работать над собственными ошибками, как говаривала моя первая учительница, никогда не поздно.

Здравствуй, школа!

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость