– Перед прошлыми выборами в Госдуму вы были инициатором проверок предвыборных лозунгов на предмет национализма. Намерены ли вы продолжать эту работу?
– Мы ведем ее постоянно, а кроме того, наше бюро занимается постоянным мониторингом фактов проявления агрессивной ксенофобии и преступлений на этой почве. Использование радикального националистического ресурса в политической борьбе активно применялось во второй половине 90-х – начале 2000-х. Тогда часто, к примеру, подчеркивалась национальность кандидата или приписывалась ему мнимая национальность, и на этом основании говорилось о его непорядочности, ущербности, агрессивности. Это, конечно, не только оскорбление человека лично, когда ему и этнической группе приписываются несуществующие грехи, но и черные технологии, противниками которых мы всегда были.
– Как сейчас обстоит дело с использованием националистических мотивов на выборах?
– Их стало меньше, потому что стало меньше радикальных националистов среди кандидатов. Когда они рвались в законодательные органы, то часто строили свои кампании на таких лозунгах, как "Россия для русских", на неприятии людей других этнических групп, мигрантов. Сейчас, во-первых, число таких людей уменьшилось и в Госдуме, и в Законодательных собраниях регионов. Во-вторых, практика показывает, что такими лозунгами людей уже не купишь.
В то же время, безусловно, радикализм из политики никуда не делся. На выборах в Мосгордуму по Москве были развешены билборды "Москва для москвичей". Я здесь усматриваю скрытый национализм: Москва – только для коренных москвичей, но не для приезжих, мигрантов. Но сейчас тем не менее националисты стали более осторожными. Открыто, как раньше, о том, что надо выгонять всех гастарбайтеров, они уже не кричат, потому что ужесточилось законодательство.
– А в целом, по вашим наблюдениям, растет ли терпимость нашего общества к людям другой национальности?
– Не могу сказать, что в общественном сознании есть какие-то ощутимые сдвиги. Да, количество преступлений на почве агрессивной ксенофобии в прошлом году снизилось в сравнении с позапрошлым. Это связано прежде всего с тем, что милиция, прокуратура стали активнее возбуждать уголовные дела. Много радикальных банд, скинхедов и других неонацистов, национал-радикалов подверглись уголовному преследованию, начались уголовные дела, жесткие сроки. Но националисты затаились, многие ушли в подполье, некоторые начали совершать вместо массовых нападений на мигрантов теракты и акты вандализма. Стали угрожать милиции, прокуратуре, судам. Несколько меняется объект нападений. Они стараются громче заявить о себе.
А по уровню неприятия обществом иных, непохожих на себя ощутимых сдвигов пока нет. Уровень ксенофобии высок, есть большое количество людей, разделяющих радикальные действия, – выдворение иностранцев, готовность даже к насилию по отношению к ним.
Если прогнозировать ситуацию на ближайшее время, то говорить о снижении количества расово мотивированных преступлений вряд ли придется. Вполне вероятно, что на фоне социально-экономических проблем, безработицы, пропаганды ксенофобных и мигрантофобных настроений, невнятной миграционной политики, отсутствия массовой просветительской и воспитательной работы, профилактики экстремизма среди молодежи возможны новые всплески расистской преступности.
Справка
При Московском бюро по правам человека работает "горячая линия" для пострадавших от проявлений всех форм этнической дискриминации. Телефоны "горячей линии" – 8 926 530 45 37. Телефоны Бюро по правам человека – (495) 670-69-75, 506-02-24. "Горячая линия" работает в рамках проекта "Общественная кампания противодействия расизму, ксенофобии, антисемитизму и этнической дискриминации в многонациональной РФ".
215 нападений по националистическим мотивам было совершено в России в 2009 году. 74 человека были убиты. За аналогичный период от рук национал-радикалов в 2008 году погибли не менее 120 человек и пострадали не менее 368 человек.
(Данные мониторинга Московского бюро по правам человека, antirasizm.ru.)
Александр Семенович Брод – российский правозащитник, общественный деятель, директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты России и рабочей группы комитета по законодательству Госдумы РФ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале