Политика

Алтайские общественники усмотрели коррупцию в законе о социально ориентированных НКО

На первом в 2010 году пленарном заседании Госдумы депутаты приняли в первом чтении президентский законопроект, который вводит институт социально ориентированных некоммерческих организаций, имеющих приоритетное право на получение государственной поддержки.

Законопроект определяет виды деятельности некоммерческих организаций, которые дают основания считать их социально ориентированными: социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды и защита животных, юридическая помощь населению, защита прав и свобод граждан, благотворительность и др.

1) социальная поддержка и защита граждан;

2) подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

3) оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам;

4) охрана окружающей среды и защита животных;

5) охрана и должное содержание в соответствии с установленными требованиями зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений;

6) оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;

7) профилактика социально опасных форм поведения граждан;

8) благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества;

9) деятельность и содействие деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта, а также содействие духовному развитию личности.

Также отмечается, что для признания некоммерческих организаций социально ориентированными на федеральном, региональном и муниципальном уровнях помимо предусмотренных законом,"могут устанавливаться другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации".

Для них предполагается оказание финансовой, имущественной, информационной, консультативной поддержки, налоговых льгот, льгот по аренде помещений, размещению государственных и муниципальных заказов, поддержка в области подготовки работников и добровольцев и др. Предусматривается, что органы государственной власти и местного самоуправления будут оказывать им поддержку в приоритетном порядке. Также органы власти будут формировать перечень имущества для передачи его социально ориентированным некоммерческим организациям во владение или пользование.

В перечень социально ориентированных некоммерческих организаций не могут быть включены госкорпорации, государственные компании, политические партии и религиозные организации.

Сергей Попов, председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, отмечает, что "законопроект крайне необходим для институтов гражданского общества и направлен на то, чтобы решить наиболее острые проблемы некоммерческих организаций".

Общественная палата РФ предложила "доработать некоторые положения" законопроекта: более четко определить и точно сформулировать виды и формы поддержки, отделить финансовую поддержку от других ее видов, а также предусмотреть возможности предоставления всех видов поддержки на всех уровнях власти. Кроме того, ОП РФ предложила закрепить за социально ориентированными НКО право вести предпринимательскую деятельность, прописать право органов государственной и муниципальной власти безвозмездно передавать имущество таким организациям и "назначить ответственным за создание реестра социальных НКО конкретный государственный орган".

С критикой законопроекта при его рассмотрении выступили депутаты от "Справедливой России", ЛДПР и КПРФ. Однако Общественная палата, а также 11 комитетов Госдумы поддержали законопроект. Фракции ЛДПР и "эсеров" проголосовали "за", но намерены подготовить ко второму чтению ряд поправок, которые должны будут устранить коррупциогенные моменты в этом законопроекте.

Алла Кузьмина,
зампредседателя комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций:

Предлагаемые поправки направлены на создание благоприятных экономических условий для деятельности некоммерческих организаций, занятых решением социальных проблем, развитием гражданского общества, и предоставляют возможность осуществлять деятельность не только крупным, но и "малым" некоммерческим организациям. 

Но ряд положений законопроекта требуют доработки. Необходимо более четко сформулировать формы и виды поддержки, которые органы государственной власти могут оказывать социально-ориентированным организациям в соответствии с данным законом. Нужно регламентировать положения законопроекта, в которых идёт речь о праве органов власти утверждать перечни государственного и муниципального имущества, предлагаемого для предоставления во владение или пользование социально ориентированным НКО. Важно прописать в законопроекте право органов власти всех уровней передавать в безвозмездное пользование социально-ориентированным некоммерческим организациям имущество, включённое в соответствующие перечни.

Руководители некоммерческих общественных организаций Алтайского края высказали свое мнение о законопроекте.

Александр Гончаренко,
руководитель правозащитной общественной организации "Защита и поддержка гражданских прав и инициатив":

Этот законопроект мне напомнил о законе, изменяющем порядок формирования Общественной Палаты Алтайского края: в обоих случаях на откуп исполнительной власти отдано право определять, какие общественники "настоящие", а какие – не очень. Это продолжение той печальной традиции, когда власть стала выступать грантодателем и взяла за практику самолично определять, кому дать грант, кому не дать, и таким способом "прикармливать" угодные власти общественные организации. А созданные при власти общественные советы, которые должны определять получателей этих грантов - это фиговый листок.

Теперь на федеральном уровне выделяется часть общественных организаций, так называемые "профессиональные общественники", которым будут помогать, будут их финансировать. А когда общественная организация начинает работать только за деньги – это уже не общественная организация.

Может быть, это прозвучит резко, но этим законопроектом Госдума, образно говоря, мостит дорогу в ад гражданскому обществу. Если его начинает формировать власть, то это уже не гражданское общество, а что-то другое. Куда начинает вмешиваться чиновник, там нет гражданского общества.

Сергей Андреев,
руководитель Алтайской школы публичной политики:

Закон направлен на то, чтобы дать чиновникам право определять социально ориентированные организации, которые будут получать деньги из бюджета.

Такая система при размытых критериях определения социально ориентированных НКО создает коррупциогенный фактор. Это форма придания легитимности государственному финансированию общественных организаций и способ повышения лояльности некоммерческих организаций государству, которому хочется контролировать все, до чего дотягиваются руки. Организации, получающие деньги от государства, будут лишены возможности критики власти – а это не улучшит позиции НКО…

Сергей Канарев,
АКОО "Молодые журналисты Алтая":

В законопроекте не очень четко определено само понятие социально ориентированных НКО. И сейчас дискуссии ведутся как раз по этому поводу- кто будет причислен к этой категории. Это, пожалуй, самое проблемное место законопроекта – каким образом будут определяться "степень социальной ориентированности" той или иной организации. Эта нечеткость действительно создает момент коррупциогенности. Остается надеяться, что закон будет доработан или через дополнительные подзаконные акты будут какие-то разъяснения.

Но с другой стороны, с принятием этих норм открывается возможность для получения общественниками социальных заказов от государства. Пока наше законодательство не предусматривает такой возможности. У нас мало по-настоящему социально ориентированных организаций в некоммерческом секторе. Думаю, введение этого закона создаст фактор материальной заинтересованности и расширить круг этих организаций.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость