Минобороны России сообщило, что американский разведчик создал опасность столкновения с гражданскими судами, так как летел с выключенным транспондером на эшелоне для регулярных рейсов. Минобороны России отметило необходимость принятия мер для исключения повторения подобных ситуаций и вызвало атташе по вопросам обороны при посольстве США.
Допускается ли такой сценарий полета военных самолетов, Business FM рассказали эксперты.
Виктор Мураховский,
главный редактор журнала "Арсенал Отечества":
RC-135 — это самолет комплексной радиотехнической разведки, его задача — скрывать работу радиосредств управления систем ПВО и характеристики радиолокаторов тех же систем ПВО. Чтобы он такую работу мог выполнять, ему надо как-то маскироваться под гражданский самолет. Когда наши военные самолеты, например, совершали перелеты над Балтикой с выключенным транспондером, американцы, НАТОвцы заявляли, что это создает опасности для воздушного движения. Но вопрос в том, что военные не обязаны включать транспондер, какими-то международными соглашениями или иными обязательными документами это не установлено. С точки зрения безопасности воздушного движения, конечно, желательно чтобы военный самолет включал транспондер при движении по эшелонам, которые предназначены для гражданских военных судов. А с точки зрения военной целесообразности американский разведчик поступал совершенно целесообразно: транспондер не включал, маскировался под гражданский борт, пытался эффективно выполнить поставленную перед ним задачу разведки российских средств противовоздушной обороны.
Алексей Арбатов,
руководитель центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН:
Американцы все время нас обвиняют в том, что мы совершаем какие-то опасные маневры и сближаемся и с самолетами, и с кораблями. В ответ на это был использован факт неаккуратного поведения американцев, чтобы показать, что они тоже не всегда себя корректно ведут в воздухе. Я думаю, в этом смысл. И в МИД, и в Минобороны регулярно вызывают представителей другой стороны из соответствующих посольств и делают им замечание или представление, что так делать нельзя. Это нормальная дипломатическая процедура. Американцам было бы правильно извиниться и сказать, что будут за этим тщательно следить, и повторить, наверное, что они надеются, что и Россия будет соблюдать аккуратность в такого рода маневрах. Самое главное тут — это политический момент.
22 мая российские авиадиспетчеры были вынуждены изменить эшелоны полетов двум дальнемагистральным европейским лайнерам над Японским морем из-за опасного приближения к ним не отвечавшего на сигналы самолета, предположительно — разведчика.
Самое важное - в нашем Telegram-канале