Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
Политика

Чем мы голосуем, когда думаем, что голосуем сердцем

Как известно, еще во время выборов в Госдуму в 1999 году СМИ Алтайского края подписали Хартию об отказе участвовать в «манипулировании сознанием и поведением избирателей». Поэтому у нас выборы проходят не так остро и увлекательно, как в других российских регионах, где от грязных выборных технологий не отказываются. Вообще, социологи считают, что сегодня в России преобладает так называемая объектная политтехнология, которая призвана сужать поле зрения избирателя, заставлять его думать так, как это нужно политтехнологам. Добиться этого можно путем воздействия на сознание и подсознание людей и другими, как простыми, так и не очень простыми методами.

Грязные «танцы»

Некоторые барнаульцы время от времени получают предложения поработать политтехнологами в других городах. И если честно, редко кто от этого отказывается — за работу на выборах платят просто немеренные деньги. Мы вынесем за скобки моральную сторону этого вопроса. Зато у нас есть возможность изнутри посмотреть, как делаются выборы. Наш гость специально для читателей «КП» вспоминает о том, как он в составе сборной команды варягов из российских городов провел предвыборную кампанию одному кандидату на далеком Севере.

— В северном крае, куда я приехал заниматься черным пиаром, действующий глава руководил уже 12 лет: четыре года сидел секретарем обкома партии, потом два раза его выбирали на руководящий пост. В этом регионе уголь, газ, природный заповедник, адекватный нашему в Горном Алтае, то есть воровать было что. При этом народ жил очень плохо, гораздо хуже, чем у нас. А глава региона решил избираться на третий срок.

В общем-то, с таким было даже приятно бороться. Правда, его соперником был тоже ворюга, только помоложе — глава госсовета региона. Он и был тем человеком, на которого мы работали.

По технологической схеме в связке с нашим основным кандидатом шли два кандидата-дублера. Основной кандидат не мог говорить гадости про своего соперника, а дублеры могли — «мочили» главу региона как хотели. А основного кандидата они, наоборот, хвалили. Ну и он их похваливал: «Команда честных, порядочных людей, профессионалов…»

Один из этих двух «порядочных профессионалов» — бывший директор шахты, который доворовался до уголовного дела. Ему нужно было отмыться. Парню пообещали, что в случае благоприятного исхода выборов закроют дело и дадут место в управлении промышленностью региона. А второго дублера вел я. Этот был директором одного учреждения культуры. Он тоже заворовался до того, что здание его конторы просто рухнуло. А после того, как его уволили, он стал считать себя диссидентом, человеком, обиженным действующим режимом. После выборов его обещали восстановить в должности.

Кроме действующего главы, Нашего и двух подставных кандидатов, в выборах участвовали элдэпээровец, местный писатель, председатель местного «Яблока»… Была еще одна кандидатка, с очень высоким рейтингом. Она — бывший прокурор, располагала огромной базой данных и «мочила» всех направо и налево. Понятно, что такая серьезная соперница на выборах нам была не нужна. В ее команду внедрили двух шпионов, которые занимались сбором голосов. Эти ребята внесли в списки людей из другого региона и сдали в комиссию. Кандидатка успокоилась — голосов, чтобы участвовать в выборах, ей хватает. А потом наши юристы проверили эти подписи и легким движением руки сняли девушку с выборов. Это прием старый, но испытанный и верный. Серьезные политики таких промахов не допускают.

К сорока годам в биографии любого мужчины можно найти порочащие его моменты: супружескую измену, ночевку в вытрезвителе. И вот тут важно правильно повернуть этот факт. Попадал в вытрезвитель? Да ты же свой! Засветился с проститутками? Нормальный мужик, во всяком случае, не голубой. В команде каждого кандидата есть специальный человек, «спин-доктор», который таким вот образом поворачивает факты.

В этой войне пленных не будет

— Первый месяц на выборах я работал в газете. Мне дали два «чемодана кожаных» с компроматом на Главу, и я анализировал положение дел в регионе и писал статьи, разоблачавшие агонизирующий антинародный режим в местном масштабе.

Потом началась официальная предвыборная борьба. И тут Наш пришел на первый телевизионный эфир и испугался. Все-таки против Главного воюем. «Нет, — говорит. — Страшно. Побойтесь Бога. В этой войне пленных не будет». И мне пришлось стать его доверенным лицом. Я вместо него выступал по радио и по телевидению, беседовал с народом, ходил на «круглые столы». Придумал себе имидж под популярного киноактера. Рейтинг у меня постепенно вырос — народу я нравился. Все со временем забыли, что я не кандидат, а только представитель.

Как-то был у меня прямой эфир в семь утра. Мой оппонент-жириновец зачитал какое-то мутное обращение и свинтил. А я 20 минут один с народом беседовал. «Вот видите, — говорю, — вместо того чтобы вести диалог, кандидат сбежал». И тут я и сам спросонья забыл, что не баллотируюсь никуда и продолжаю: «А я с вами! Я с вами, пока вы, дорогие избиратели, завтракаете и собираетесь на работу. Дайте мне только прийти к власти — я разберусь с вашими проблемами…»

Когда второстепенные кандидаты отсеялись, Глава и Наш начали борьбу между собой. Поскольку у той стороны было больше возможностей — государственные телевидение, радио и газета — то его пиарщики все их использовали. Одни СМИ «мочили» Нашего, а вторые формировали позитивный образ Главы: хороший семьянин, внимательный отец, ласковый дедушка, заботится о людях… Видимо, перестарались все-таки: люди жили очень плохо, и, конечно, ничего, кроме раздражения, «заботливый дедушка» у них не вызывал. Мы же тоже не дремали, проводили разные «игры и зрелища», которые доступно объясняли людям, за кого на самом деле надо голосовать.

Вообще, есть несколько простых приемов манипуляции избирателями — хорошо, если бы люди умели их распознавать.

Это опора на известные брэнды (Путин, спортсмены, артисты и пр.) и негативные идентификации с «общими врагами» (Москва, олигархи, Чубайс, чиновники).

Это кандидаты-напарники для «грязной работы» и раскола электората оппонента.

Это «думский фальстарт» — то есть «раскрутка» на губернаторских выборах перед думскими.

В этом сезоне появилась новинка — «отмывание» через Интернет непроверенной или полученной нелегальным путем информации, которая затем со ссылкой на интернет-ресурсы появляется в печатных СМИ. С помощью этого приема один интернет-ресурс сейчас очень удачно «мочит» известное политическое объединение.

Думаю, на все эти приемы мы с вами еще насмотримся…

Подписка на еженедельную рассылку самых полезных новостей
Пользователь согласен на получение информационных сообщений, связанных с сайтом и/или тематикой сайта, персонализированных сообщений и/или рекламы, которые могут направляться по адресу электронной почты, указанному пользователем при регистрации на сайте.

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость