Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене
2025

«Черный пиар» атакует

Алтайская общественность активно противостоит возможности появления и распространения в крае грязных предвыборных технологий. За последнюю неделю были подписаны две хартии, которые закрепляют отказ от использования каких бы то ни было недобросовестных способов агитации как со стороны политических сил, так и со стороны журналистов.

О возможности применения во время избирательной кампании грязных технологий говорит довольно многочисленный десант иногородних кандидатов на пост главы администрации края. Выиграть выборы из-за своей неизвестности большинство из них не может. Следовательно, можно предположить, что приехали они, чтобы оттягивать всеми возможными средствами (в том числе и незаконными) голоса у действующего губернатора. Наличие среди десантников однофамильца Александра Сурикова только укрепляет в этом предположении.

Что же такое этот «черный пиар»?

В России прошло уже много предвыборных кампаний — как федеральных, так и в регионах. За это время количество методов агитации значительно возросло. Однако наравне с законными — чистыми — способами не менее интенсивно росло и количество грязных. Существует несколько видов таких технологий.

Силовые методы

К числу таковых относится, например, запугивание кандидата, членов его семьи, друзей, телефонные звонки или письма с угрозами, нередко — от имени криминальных групп. Пример использования этого метода был и в Алтайском крае. Правда, не во время предвыборной кампании, а в ходе конфликта в региональном отделении одной из партий. Столкнулись два лидера. Одному из них домой звонили представители криминальной группы и запугивали. Пострадавший не приминул на партийном собрании обвинить в этом своего противника.

Не менее неприятным и уже реально ощутимым является физическое причинение вреда: избиение кандидата или членов его семьи, поджоги квартир, машин, разбои в офисе и пр. Как ни странно, но пример использования этой технологии связан тоже с выше описанным конфликтом. У второго лидера, того, которого обвиняли в угрозах, взорвали гараж. Пострадали и сам гараж, и автомобиль, стоявший в нем. Правда, до конца так и не прояснилось, причастен был этот инцидент к конфликту или нет.

К силовым же методам относятся и срывание листовок, их порча, похищение из избирательной комиссии материалов о кандидате.

Ложное повышение кандидатом собственного рейтинга

Для того чтобы привлечь к себе внимание, кандидат иногда разыгрывает покушение на самого себя или члена своего штаба. Ярким примером такого метода служит история, произошедшая в Барнауле в 1999 году во время избирательной кампании в Государственную Думу. По телевидению был показан сюжет о том, что на члена штаба одного из кандидатов в подъезде напали, ударили его по голове, отобрали папку с документами, деньгами и видеокассетой. Довольно быстро выяснилось, что нападения не было, а сюжет сфабрикован.

Еще один способ — опубликовать в газете результаты псевдосоцисследования с прицелом воздействовать на неопределившегося в предпочтениях избирателя. Его в 1999 году использовал тот же кандидат, на члена штаба которого якобы напали. В одной из газет появлялись результаты опросов, согласно которым рейтинг этого претендента рос день ото дня и возносил его на первое место. Кандидат не занял ни первого, ни даже второго места.

Бывает также, что кандидаты приписывают себе ложные заслуги, говорят, что у них есть образование, которого они на самом деле не получали.

Дискредитация кандидата-противника от его имени

Чтобы дискредитировать соперника, существует масса способов. В городах, особенно продвинутых в плане использования черных технологий, таких, например, как Санкт-Петербург, устраивали демонстрации бомжей, проституток, гомосексуалистов в поддержку того или иного кандидата. Или выводили на улицу лже-агитаторы в нетрезвом состоянии и в тряпье. Понятно, что нормальный человек, увидев такую «агитацию», начинал с большим недоверием относиться к рекламируемому кандидату.

Не менее популярны ночные звонки от имени кандидата: нет лучшего способа настроить человека против, чем позвонить ему часа в три ночи и начать рассказывать, какой кандидат хороший.

Не прибавит очков кандидату и просьба от его имени внести крупную сумму денег в его фонд. Очевидно, что если претендент на государственную должность попросит вас просто так перечислить на его счет тысяч так «цать» рублей, вы сочтете его скорее всего или аферистом, или попрошайкой и вряд ли отдадите ему свой голос.

Кроме того, запускались «удочки» о том, что кандидат якобы снял свою кандидатуру. На то, чтобы доказать обратное, требуется время.

Распространение компрометирующих сведений о кандидате-противнике

Условно весь компромат можно разделить на два вида: негативная интерпретация сведений о кандидате и прямая ложь. По темам компромат в основном делится следующим образом. О личной жизни кандидата придумываются факты, которые расходятся с общепринятыми нормами нравственности: изменяет жене, бьет детей и пр.

Широко тиражируется информация о том, что служебная деятельность кандидата и принятые им решения якобы ведут к нарушению действующего законодательства. Либо о том, что его работа приводит к ухудшению жизни людей. Например, во время предвыборной кампании в Госдуму в декабре 2003 года один алтайский кандидат выбрал такой способ борьбы с соперником — действующим депутатом Госдумы. Он или, что чаще, его представитель приходили на встречи оппонента с избирателями, вставали и зачитывали результаты голосования своего противника по тем или иным законам. Подборка результатов голосования делалась таким образом, что складывалось впечатление: деятельность кандидата антинародна.

Распространяться компромат может тоже по-разному.

Например, на официально оплаченных площадях в СМИ от имени кандидата-дублера, выдвинутого одним и тем же избирательным штабом. Это характерно для текущей кампании в Алтайском крае: один из кандидатов на высокий пост призван очернять фаворита предвыборной гонки, а другой — выдвинутый тем же штабом — на фоне опороченного противника предстает весь в белом.

Беспроигрышный вариант — анонимные листовки или листовки кандидатов-дублеров, которые впоследствии хоть и снимаются с выборов за клевету, но роль свою выполнить успевают. Такой же эффект имеет и распространение газет-однодневок, не имеющих официальной регистрации.

Очень действенно распускание слухов в толпе специально нанятыми людьми.

В последнее время большой популярностью среди черных технологов стал пользоваться Интернет.

Подкуп избирателей

Виды подкупа — это необязательно выплата энной суммы в обмен на подпись или на голос. Формы подкупа бывают разными, иногда очень завуалированными.

Как подкуп можно расценивать оказание различных услуг избирателям во время кампании вплоть до починки крыши бабушке за счет кандидата, проведения без оплаты из избирательного фонда рекламных акций предприятий, руководителями которых являются кандидаты, раздачи подарков избирателям и, на что следует обратить особое внимание, обещания решить материальные проблемы после избрания кандидата.

В любом случае, считают специалисты, лучшим способом борьбы с черными технологиями является критическое отношение к любой негативной информации о кандидате и ее сопоставление с другими сведениями о нем. Как правило, если в предвыборный период неожиданно появляется информация, в корне противоречащая всему, что вы в течение многих лет знали о кандидате, то это значит только одно — она специально сфабрикована для его дискредитации.

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Комментарии
Новости
Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Расскажи новость