Алтайские «единороссы», конечно, сегодня бодрятся. Они ссылаются на то, что у нас «трудный регион», где традиционно сильны левые силы. Но ясно, что Москва за такие результаты не головке погладит. При этом любопытен тот факт, что еще в июне, на региональной партийной конференции, лидер алтайских «медведей» Николай Герасименко говорил, что центральное руководство партии ставит перед ними задачу - набрать на выборах не менее 47%, результат, необходимый для создания думского большинства. Но то было в июне. В октябре же президент Владимир Путин согласился возглавить избирательный список «ЕР». И этим кардинально изменил предвыборный расклад сил и задачу партии. Выборы для «единороссов» стали не просто выборами, а референдумом по поддержке главы государства. А значит, и плановые результаты надо было принципиально повышать. 47% стали недопустимо низким итогом. Говорят, что центральное руководство партии поручило региональным отделениям набрать не менее 60%.
Алтайский политолог Юрий Чернышов считает, что превращение «единороссами» выборов в референдум пошло во вред прежде всего самой партии. «Когда чиновнику говорят, что снимут с него голову, если он не обеспечит нужный результат, то он и себе лоб разобьет, и тем, кто ему будет мешать. То нахрапистое давление, которое оказывалось в крае и по всей стране для достижения результатов, я считаю, только повредило «Единой России». И, на мой взгляд, мы должны гордиться Алтайским краем, который смог в большей, чем другие регионы, степени противостоять такому давлению», - сказал он.
Действительно, только в пяти регионах, включая Москву и Санкт-Петербург, «Единая Россия» набрала меньше, чем в крае. В чем же причина такой относительной неуступчивости алтайских избирателей? Эксперты полагают, что все дело в традициях и наличии в регионе гражданских институтов.
Собственно, сами «единороссы» тоже признали, что Алтайский край относится к числу «трудных» для них регионов. Здесь, по словам лидера местных «медведей» Николая Герасименко, долго была территория так называемого «красного пояса». Отвоевывать голоса пенсионеров у коммунистов оказалось сложно. По словам лидера левой фракции крайсовета «За наш Алтай» Виталия Сафронова, «ЕР» удалось переманить на свою сторону лишь часть пенсионеров: «Они говорят: «Да, трудно живется, пенсия маленькая, но ее, в отличие от времен Ельцина, хотя бы вовремя дают. Пусть Путин остается». Этим и брали». Впрочем, как подчеркнул товарищ Сафронов, заявление «единороссов» на послевыборном митинге, что они сорвали с края «красный пояс», преждевременны. «Даже до подвязок не добрались», - сказал он.
Другая причина относительной неудачи «ЕР» в крае, по мнению экспертов, кроется в наличии гражданских институтов общества, чем могут похвастаться далеко не все регионы. «В соседнем Кузбассе, где ситуация со свободой слова существенно хуже, «ЕР» получила 76,6%. Алтай в этом смысле оказался ближе к просвещенным столицам - Москве и Санкт-Петербургу», - считает Юрий Чернышов. Геннадий Шейда, руководитель алтайского отделения Фонда «Российский общественно-политический центр», указывает, что в крае, кроме государственных, есть иные информационные площадки, где могут высказываться представители оппозиции: «В том же Кузбассе, когда узнали, что мы проводим «круглый стол» по итогам выборов, мне сказали, что у них такое в принципе невозможно».
По мнению «яблочника» Александра Гончаренко, причины полученного результата «ЕР» стоит искать также и в уровне жизни в Алтайском крае, прежде всего - в низкой оплате труда, что заставляет население быть менее лояльным к власти.
Но «единороссы» публично ситуацию не драматизируют. «Мы считаем это нормальным результатом», - сказал Сергей Землюков. Тем не менее, по информации «ВД», губернатор края Александр Карлин, возглавивший региональный список «ЕР», был очень недоволен ни уровнем явки, ни результатами партии. Особенно в Барнауле и Бийске. Как заявил Виталий Сафронов, по его информации, по итогам выборов последуют серьезные разбирательства с теми руководителями муниципалитетов, кто обеспечил «ЕР» наименьшее количество голосов.
Самое важное - в нашем Telegram-канале